Мир музыки
Три лучшие гитары мира
В этой статье представлен лёгкий обзор трёх самых знаменитых, самых лучших гитар мира. Каждый уважающий себя гитарист должен хотя бы немного иметь о них представление. Впрочем, эти гитары и так у всех на слуху.
1) Gibson Les Paul
Американские гитары Gibson серии Les Paul являются настоящей легендой музыкального мира хотя бы потому, что первая Gibson Les Paul была одновременно первой цельнокорпусной электрогитарой. Придумал такое нестандартное по тем временам (1941 г.) решение изобретатель и гитарист Лес Пол (Лестор Уильям Полсфус), в честь которого и была названа гитара. До этого звукосниматели внедряли в полые акустические инструменты. Поначалу идея цельнокорпусных гитар показалась компании Gibson абсурдной, однако в 1951 году Лес Пол и Gibson подписывают договор о сотрудничестве. Gibson Les Paul возымела невероятный успех. Пройдя путь в 60 лет, эта гитара стала символом рок-музыки. За это время ни форма, ни качество исполнения не претерпели никаких радикальных изменений, Les Paul стал классикой. Многие новички мечтают о такой гитаре, а большинство известных музыкантов считают необходимостью иметь Les Paul в своём "арсенале".
И всё же почему Gibson Les Paul считается одной из самых лучших гитар мира? В первую очередь потому что это Gibson. Больше сотни лет авторитет этой компании базируется на высочайшем качестве производимых инструментов. Во-вторых, гибсоновский звук - своеобразная визитная карточка этих гитар. Гриф и корпус из красного дерева (часто с верхом из клёна), палисандровая накладка, 2 звукоснимателя типа хамбакер - всё это даёт тёплый, ясный звук, насыщенный и жирный на перегрузе.
Возникновение панк-рока
Punk - так раньше называли на уличном жаргоне девушек лёгкого поведения. В этом значении слово встречается в пьесе У.Шекспира "Мера за меру". В Америке в начале ХХ века его относят уже к заключённым - "шестеркам". Позже слово вошло в основной лексикон и сегодня употребляется в значении "грязь", "гнилье", "отбросы".
Панк-рок 60-х годов принято называть "гаражным роком". Он появился в США в 1964 году, где под впечатлением Beatles и Rolling Stones возникло огромное количество местных ансамблей. То, что они играли, заметно варьировалось в зависимости от регионов, местных музыкальных традиций, но в основном это была смесь блюзовых, белых народных мотивов с элементами доморощенной музыки скиффл. Значение этого события трудно переоценить - впервые с конца 50-х годов у американской молодежи появилась "своя" музыка. Респектабельные и совершено безобидные пай-мальчики типа Бобби Ви или Пола Анки, которыми фирмы грамзаписи подменили бунтовщиков-рок-н-рольщиков на рубеже 60-х годов, испугавшись, как бы рок-революция не зашла слишком далеко, были немедленно забыты. Они уступили свои позиции кумиров молодежи лихому напору свежей энергии, разбудившей в юных сердцах дух свободы помыслов и действий.
Золотой голос рок-музыки
Два года назад в Ледовом дворце Санкт-Петербурга выступал британский коллектив «Strange Sensation», название которого ничего не скажет неосведомленному читателю. Однако те, кто хранит верность рок-музыке 70-х, возможно, помнят, что 20 августа 2007 года солисту этого коллектива исполняется 59 лет.
Его зовут Роберт Плант.
Приобретший мировую известность в составе «Led Zeppelin», с которыми выпущены девять альбомов, а затем еще два в дуэте с гитаристом Джимми Пейджем и десять сольных, Плант вполне заслуженно был награжден эпитетом «золотой голос». Тогда, в 1969 году, когда вышла первая пластинка группы, так не делал еще никто.
Этот коренной британец вырос на музыке чернокожих американцев, экспортированной США в Европу, а затем возвратившейся обратно в виде мощной волны, одним из ярких творцов которой и был Плант. В официальных биографиях можно прочесть, что он родился в Западном Бромвиче, в двадцатилетнем возрасте женился (демонстрируя неплохой уровень ответственности для молодого человека такого возраста), стал отцом двоих детей, одного из которых рано потерял, развелся и был некоторое время прикован к инвалидной коляске после автомобильной аварии. Все перечисленное - штрихи на полотне, которое называется Плант-человек, но главное место на нем занимает Плант-музыкант. То, что он сотворил на рок-сцене и чем объясняется его поразительное для рок-музыки творческое долголетие.
Известно, что Плант начал выступать в подростковом возрасте, копируя манеру пения американских исполнителей рок-н-ролла, в том числе Элвиса Пресли. Сохранившиеся его записи того периода свидетельствуют о большом сходстве с оригиналом. Послушайте, например, «Our song» из альбома «Sixty Six To Timbuktu», выпущенного в 2003 году.
Зачем музыканты пишут книги?
Каждый, кто считает себя сегодня хоть немного значимым в музыке, шоу-бизнесе или политике, а теперь уже и в спорте, написал или пишет книгу. В крайнем случае, собирается ее написать. Все новые и новые откровения знаменитостей становятся публичным достоянием. Тяга увековечить себя заразна, как вирус. Многие из этих книг, безусловно, не являются сколько-нибудь значимыми для мировой литературы, однако они превосходно раскупаются.
Сегодня мне бы хотелось остановиться на книгах, которые написаны русскими рок-музыкантами.
Зачем рок-музыканты пишут книги? Или им уже не хватает нот? Пытаются донести что-то до людей, что не смогли выразить в песнях? Или это – тяга к мировым стандартам? Конечно же, за стремление писать книги осуждать не нужно.
Андрей Макаревич написал уже восемь(!) книг. И разнообразие тематики этих произведений как-то настораживает... В конце девяностых Макаревич в соавторстве с Юрием Бельским издал книгу для подводников-экстремалов – «Акваланги для всех», затем вышел второй том рассказа о ластах и аквалангах – «Что такое дайвинг, или акваланги для всех-2».
А в 2005 году вышла «Занимательная наркология» музыканта. В ней Макаревич познакомил читателей со своим опытом по части употребления горячительных напитков, табакокурения и наркозависимости. На этом веселеньком фоне книга легендарного «машиниста» «Мужская кулинария» уже совсем не удивляет – к Макаревичу-повару мы все привыкли давно. Между делом Макаревич успевает немного пофилософствовать о жизни в книге «Сам овца».
Что такое попса?
Толчком к написанию этой статьи стал просмотр какого-то ток-шоу, где по традиции «бились» две противоборствующие команды – «за» попсу и «против» нее. Противники попсы (к которым подсознательно относил себя и я) на поверку оказались несостоятельными спорщиками, они допускали иногда настолько грубые промашки, что это автоматически добавляло очки оппонентам.
Основной бедой большинства споров является то, что они разгораются и затихают, так и не прояснив главного – о чем, собственно, спорим? Так обстоят дела и со спорами о попсе. Вся беда в том, что это не четкий научный термин, поэтому и определяют его, кто во что горазд. Попробую и я взяться за это неблагодарное занятие.
Начнем с того, что в СССР термин «попса» появился довольно поздно (по моим наблюдениям – где-то в середине 1980-х). До его появления мишенью критики со стороны, как филармонистов, так и бардов с рокерами была так называемая «советская эстрада». Приставка «советская» здесь очень важна, ибо под эстрадой понимали именно официально разрешенное искусство для увеселения советского народа. Каждая «каста» не любила эстраду по-своему. Барды и рокеры считали ее чересчур приглаженной, конформистской по отношению к власти, творчески несвободной, зависящей от множества официальных «можно» и «нельзя». Филармонистов же раздражала, в первую очередь, профессиональная поверхностность, зависимость от веяний моды.