Отличие H аккорда от B аккорды

g_mollНаверное, вы не раз сталкивались с различным написанием латинских обозначений звуков си и си-бемоль, а также построенных от них аккордов. Причины введения восьмой латинской буквы восходят к давним временам, когда такие обозначения только зарождались. Для начала я определю верное написание нот, и уж затем обратимся к истории.

Правильно: си - H, си-бемоль - B. Отмечу, что это именно си-бемоль, понижение тона си, встречающийся во всех бемольных тональностях, и выступающий в остальных как хроматизм. Энгармонически равный ему ля-диез следует называть A#. Прочие обозначения (Bb и Hb) неправомерны. Внимание! Слово "правильно" в данном случае подразумевает давнюю традицию написания в большинстве европейских стран, такими обозначениями пользуются композиторы и преподаватели в крупнейших и почетнейших музыкальных учебных заведениях.

Почему же так и не иначе, и с чего все началось? Привожу наиболее достоверную версию. Первые буквенные обозначения для ступеней певческого звукоряда, появившиеся еще до нашей эры в Древней Греции, использовали греческий и финикийский алфавиты (позднее - только греческий). В раннем средневековье (к X веку) для названия звуков стали применять латинский алфавит, из которого употребляли первые семь букв по числу ступеней основных звукорядов практикуемых в тот период ладов. Более всего одноголосой музыки к тому времени было написано в ладах, ныне называемых среди натуральных фригийским и эолийским (одноименные древнегреческие лады имели иную структуру, построенные соединением нисходящих по высоте четырехзвучий-тетрахорд). Характерной особенностью музыкальной нотации на тот момент было обозначение за A самого низкого звука, который мог исполнить тот или иной певец, от которого и велись наименования и счет интервалов. Приблизительно равные по популярности два лада были схожи и интервально, отличаясь только во второй ступени. Поэтому для нее применяли обозначение двух видов, отличающееся в написании буквы B - квадратном для более высокого звука (твердого, B-durum) и округлом для низкого (мягкого, B-mollis). Неизбежное разночтение рукописного почерка и потребовало введения очередной латинской буквы для обозначения твердой второй ступени (остается сделать вывод о немного большей распространенности лада, сейчас именуемого фригийским).



Такая система записи звуков вскоре была вытеснена невменным письмом и хоральной нотацией, но приблизительно к XV-XVI веку возродилась в органных и лютневых табулатурах - буква H сохранилась по традиции, и ее можно найти в сочинениях композиторов тех времен, популярных и по сей день. Впрочем, если Вы будете рассматривать партитуры композиций, сочиненных в США и в ряде других стран, Вы обнаружите обозначение си как B и си-бемоль как Bb. К чему такое несогласие с классической записью? Предполагаю, что практичные американцы решили использовать первые буквы латинского алфавита именно для ступеней натурального минора в тональности ля, как основополагаюшего (наряду с параллельным мажором) лада в гармоническом мышлении, для лучшего восприятия и обучения.

Кстати, весьма распространена еще одна версия происхождения буквы H как раз из Америки. Согласно ей, с появлением музыки джаз играющие ее коллективы часто применяли тональности ре-минор и фа-мажор для удобства духового отделения, составлявшего костяк команды. В этих тональностях как раз встречается пониженный звук си-бемоль - Bb, образованное из якобы извечного B для си. Нежелание дописывать этот единственный бемоль к обозначниям аккордов приводило к путанице, и было решено ввести восьмую букву алфавита для обозначения си-бекар. Такая версия сама по себе кажется неестественной - оказанное влияние одних только трубачей, играющих зародившуюся не так давно в Америке музыку, на древнейшую европейскую систему обозначений, изменением которой американцы, ко всему прочему, не стали пользоваться, - и просто логически не стыкуется с многовековым использованием буквы H, чему есть множественные документальные подтверждения.

Автор статьи: Хорват