Учимся играть Буги-Вуги на синтезаторе, пианино... Урок 4

Есть 3 основных аккорда в C-major тональности: C-major, F-major и G-major. Что надо знать для того чтобы определять основные аккорды в любой тональности? Для этого надо воспользоваться шаблоном: 1, 4 и 5-я ступени, являются базовыми для построения мажорных аккордов в тональности. Взляни на C-major ряд:

C
E F G A B C
1 2 3 4 5 6 7 8

От первой ступени строится тоническое трезвучие (1-3-5 ступени), обозначается T3, от четвертой ступени строится субдоминантный аккорд (4-6-1), обозначается S3, и доминантный аккорд от пятой ступени (5-7-2), обозначается D3. Для тональности C-major, это аккорды: C-major, F-major и G-major или как принято более кратко: C, F и G.

Этот  шаблон можно применять ко всем сигнатурам(знакам альтерации при ключе) и соответствующих им тональностям.

Ты наверняка слышал избитую фразу: "В этой песне три аккорда", так вот это и есть те самые три аккорда: тоника, доминанта и субдоминанта.

Ниже представлены примеры аккордов в основной позиции:

C-major:

C

F-major:

F

G-major:

G

Красными цифрами показаны номера пальцев правой руки, зелеными - левой.

Упражнения

Упражнение 6

Потренируйся играть аккорды левой и правой рукой. Все 3 клавиши в аккорде должны звучать одновременно. Попробуй чередовать левую и правую руку, играй ими поочереди. Попробуй использовать правую педаль: если сыграть аккорд, потом нажать педаль и отпустить аккорд, он будет продолжать звучать, пока не отпустишь педаль.

Попробуй играть аккорды под ровный счет: раз и, два и. Следи за тем, чтобы играть аккорды правильными пальцами, следи за осанкой и постановкой рук, если не обращать на это внимание сейчас, это может привести к проблемам в будущем.

Чередуй аккоды: играй их в разных последовательностях, например: C-C-F-G-C-C-F-G. Придумай свою последовательность.

Упражнение 7

На прошлом уроке я обещал показать как играть буги-вуги правой рукой. Так давай добавим немного правой руки. Начнем с 3-х аккордов. Угадай каких? Да правильно все тех же. Опять же основная идея в ритме, и хотя аккорды кажутся простыми, не очень легко заставить песню качать.

Мы будем играть аккорды в различных позициях левой рукой. Для позиции, где нижняя нота, которую мы играем левой рукой - C, правой рукой мы будем играть тонический аккорд C: 1, 3, 5 ступени (C, E, G).

Там где нижняя нота левой руки - F, правой рукой будем играть кварт-секстаккорд F: 1-4-6 ступени C-major тональности (C, F, A), отличается от обычного аккорда F, тем что нота C является нижней, а не верхней. Посмотри на рисунке какими пальцами его играть:

F

Ну и там где нижняя нота левой руки - G, правой рукой будем играть секстаккорд G: 7-2-5 ступени C-major тональности (B, D, G). Отличается от обычного аккорда G тем, что нота G не нижняя а верхняя. Посмотри на рисунке какими пальцами играть этот аккорд:

G

Более подробно о кварт-секстаккордах и секстаккордах я расскажу в следующем уроке, а сейчас просто попробуй их сыграть правой рукой. Научись чередовать их, сыграй вот такую последовательность: 8C-4F-4C-2G-2F-4C.

Напоминает 12-тактовый блюз из прошлого урока? это он и есть. Но сегодня ты научишься играть его обоими руками одновременно. Вспомни ритм: Раз ириска, два ириска, раз ириска, два ириска, и тд...

Шаблон для левой руки тоже немного усложнен:

C-G C-G, C-A C-A
C-G C-G, C-A C-A

F-C F-C, F-D F-D

F-C F-C, F-D F-D

G-D G-D, G-E G-E

G-D G-D, G-E G-E

C-G C-G, C-A C-A

C-G C-G, C-A C-A

F-C F-C, F-D F-D

F-C F-C, F-D F-D

F-C F-C, F-D F-D

F-C F-C, F-D F-D

C-G C-G, C-A C-A

C-G C-G, C-A C-A

C-G C-G, C-A C-A

C-G C-G, C-A C-A

C-G C-G, C-A C-A

C-G C-G, C-A C-A

C-G C-G, C-A C-A

C-G C-G, C-A C-A

C-G C-G, C-A C-A

C-G C-G, C-A C-A

C-G C-G, C-A C-A

C-G C-G, C-A C-A

Темным выделены моменты, когда надо играть соответствующий аккорд правой рукой.

Это должно быть круто! Тебе должно быть действительно клево. Если ты играешь нормально, то твоя голова сама будет раскачиваться из стороны в стороны, а губы бормотать звуки под нос.

Должно получиться примерно следующее: слушать

Играй сначала медленно, поочереди каждой рукой, потом совмещай руки, а потом играй быстрее. Старайся не ошибаться, если ошибаешься - играй медленно.