Поем вместе: Звук "А"

Статьи и новости музыкального мира.

Поем вместе: Звук "А"

Ничто не может ограничить проявление вашего таланта в такой мере, как речь, в которой принимают участие только ваши голосовые связки. Это случается всегда, когда импульс речи исходит от рассудка, когда ваши чувства и воля остаются холодными и пассивными.

Михаил Чехов "О технике актера".

Прислушайтесь к словам гениального актера и педагога. «Воля и чувства остаются холодными и пассивными». Это высказывание относится не только к представителям «сценических» профессий. Оно касается всех.

Пожалуйста, запомните эту цитату. А теперь понаблюдайте за собой. Часто ли Вы, отвечая на заданный вопрос, говорите «на автомате»? А как Вы здороваетесь с Вашими родными, знакомыми, коллегами по работе? Действительно ли Вы, говоря «здравствуйте», желаете собеседнику здоровья?

Михаил Александрович Чехов разработал, как часть своей системы подготовки актера, теорию психологического жеста. По его словам любой звук, как гласный, так и согласный, заключает в себе определенный жест, который может быть воспроизведен в качестве жеста человеческого тела. Гласные звуки связаны с внутренней жизнью человека, с его устремлениями, чувствами, переживаниями, симпатиями, антипатиями. Согласные же звуки, напротив, отражают мир внешних, по отношению к человеку явлений. В далекие времена человек подражал им сначала в жестах, а потом и в звуках.

Подробнее...

Простые упражнения для развития голоса, его диапазона и вокального дыхания

Статьи и новости музыкального мира.

Простые упражнения для развития голоса, его диапазона и вокального дыхания

Упражнение для работы диафрагмы и мышц, которые задействованы при вокальном дыхании.
Человек не может ощутить диафрагму, так как её расположение не позволяет этого сделать. Однако мы прекрасно чувствуем брюшные мышцы и можем помочь себе в том, что бы научиться регулировать вдох и выдох так, как нам удобно, и так как правильно. Мы можем научиться делать вдох бесшумным и коротким, но при этом полным и достаточным, а так же освоить задержки выдоха и растяжки его во времени.

Упражнение для вокального дыхания 1.

Встаньте максимально свободно, но ровно. Проследите, что бы ваши плечи были опущены, шея свободна, не держитесь за инструмент (фортепиано), почувствуйте хорошую опору в ногах. Дышите ровно и спокойно, как дышит здоровый человек. Теперь, когда вы готовы, просто улыбнитесь и сквозь щёлку между зубами вытолкните чуть-чуть воздуха. У вас должен был получиться звук «С». Теперь сделайте то же, только вместе с движением живота. Втяните живот в себя вместе со звуком «С». Живот маленьким толчком втягивается, а воздух сквозь зубы выталкивается. Это делается с частотой примерно раз в секунду.
Попробуйте сделать тридцать таких толчков на одном дыхании. Запомните, что между толчками, на первом этапе нельзя делать дополнительный вдох. Вы должны полностью понять все возникающие ощущения во время выполнения упражнения.

Подробнее...

Упражнения для развития голоса (Постановка голоса, упражнения для развития голоса и формирования тембра голоса.)

Статьи и новости музыкального мира.

Упражнения для развития голоса (Постановка голоса, упражнения для развития голоса и формирования тембра голоса.)

Ваш голосовой инструмент принадлежит только вам и только вы можете им воспользоваться. Если есть возможность, запишите свой голос на диктофон и прослушайте запись. Вам понравилось? Вас устраивает тембр вашего голоса? Или вы воскликнули: "Неужели это мой голос?". Когда вы поймете, какие основные элементы участвуют в формировании голоса, вы сможете выработать собственные приемы его улучшения. Голос создается в глубине вашего организма, а не только в области голосовых связок. Глубокое диафрагмальное дыхание поддерживает голосовой процесс, гортань проталкивает воздух сквозь вибраторы, резонирующие ткани и полости, а артикуляторы позволяют вам произносить звуки и слова, и все эти процессы управляются на подсознательном уровне, отражая голосом всю вашу  человеческую сущность и то состояние, в котором вы в данное время находитесь. Например, если вы:

  • - повышаете громкость голоса, то вы волнуетесь;
  • - повышаете тон голоса, то из-за волнения вы начинаете терять контроль над собой;
  • - ускоряете темп речи, то вы неуверены в себе;
  • - отвечаете, не дослушав вопроса, то вы раздражены или оправдываетесь;
  • - взяв трубку беспроводного или мобильного телефона, начинаете без цели перемещаться по комнате, то вы смущены и волнуетесь;
  • - идете по улице быстрым шагом и при этом разговариваете по мобильному телефону, то вы не уважаете себя;
  • - услышав телефонный звонок, останавливаетесь, если вы были в движении, или устраиваетесь поудобнее в кресле, если вы находитесь в помещении, и делаете паузу прежде, чем ответить, то вы спокойны и уверенны в себе. 

Подробнее...

Упражнения для развития силы голоса, способности петь

Статьи и новости музыкального мира.

Упражнения для развития силы голоса, способности петь

Что делать тем, у кого голос от природы слабый или неуверенный? Можно воспользоваться мощными упражнениями для развития голоса

Вы можете развить свой голос при помощи этих упражнений подобно тому, как развиваете мышцы при помощи занятий физкультурой. Ваш голос станет более низким и благозвучным, насколько это необходимо, его диапазон расширится, произношение станет более четким, модуляции – выразительнее, а экспрессивность – убедительнее. Лучше всего выполнять эти упражнения регулярно, причем по утрам, это зарядит вас бодростью на целый день.

В результате этой тренировки спокойнее и глубже становится не только голос, но и ваши мысли. Чем глубже и ниже голос, тем глубже он оседает в сознании, тем больше впечатление производят произносимые слова. За счет этого укрепляется ваш личный авторитет.

Подробнее...

Как выбрать струны?

Статьи и новости музыкального мира.

Как выбрать струны

При выборе струн, как и при выборе музыкального инструмента, на мнение знакомых особенно полагаться не следует. Тем более это относится к сегодняшним горе-продавцам в музыкальных магазинах, часто навязывающих неопытному покупателю самый дорогой товар, имея с этого максимальные премиальные.

Не погрешу против истины, если скажу, что за свою жизнь любой гитарист со стажем перепробует ни один десяток разных видов струн и поменяет свое мнение не один раз. Поэтому данная статья призвана не давать рекомендации по выбору конкретных марок струн, а познакомить читателей с их современными видами и принципиальными конструктивными отличиями. В отношении однотипных струн разных производителей можно смело утверждать, что выбор в пользу той или иной модели может быть сделан музыкантом лишь на основании собственного опыта.

Вначале немного о том, что собой представляет струна. В принципе, струной можно считать любую нить или проволоку с намоткой или без, если при игре она не рвется и не слишком вытягивается. Когда-то, когда еще не было ни гитар, ни скрипок, наши далекие предки играли на не имевших обмотки жильных (сделанных из сухожилий животных), кишечных (сделанных из кишок животных), шелковых, бронзовых, медных и струнах, изготовленных из растительного сырья. Из всех перечисленных дожили до наших дней только кишечные, но и их в силу ряда причин лишь изредка можно встретить на арфах да еще старинных инструментах в ансамблях средневековой музыки. Обмотка на струнах появилась лишь в конце XVIII - начале XIX в.в. Она позволила улучшить тембр басовых струн, одновременно снижая их натяжение, что облегчило исполнение, обогатило технические возможности и тембр большинства музыкальных инструментов того времени. Тогда же, с изобретением рояля, появляются первые струны на стальной основе, позднее нашедшие применение и для других инструментов. XX век чрезвычайно расширил гамму видов струн, прибавив к уже существующим много новых: синтетические, на стальном тросике, с многослойной и профильной обмоткой (плоской или полукруглой), биметаллические (соединяющие в себе два и более материала), комбинированные и др. Попробуем разобраться, чем определяется необходимость такого разнообразия.

Подробнее...

Гитарные комплекты

ERG-112-GP, гитарные комплекты на сайте 21one.ruВ былые советские времена вопросов, на какой гитаре лучше начать учиться играть особо не стояло: в магазине было представлено два-три вида вожделенных инструментов разных ценовых категорий, у кого-то дома были старинные экземпляры – в общем, на помощь приходили доступные подручные средства. Ну а фраза «как начать осваивать игру на электрогитаре» была, скорее, юмористической, если не научно-фантастической: в принципе какой-нибудь тяжеленный «Урал» с немыслимым количеством кнопок/ регулировок купить было можно, только стоил он 220 полновесных рублей (справка: средняя зарплата по стране тогда болталась в районе отметки в 110-120 руб.), да и куда его включать – было абсолютно непонятно… 
А вот на день сегодняшний ситуация представляется радикально иной: музыкальное оборудование стало вполне доступным, абсолютно каждый желающий может выбрать себе гитару по карману и по вкусу, а уж ассортимент различных специализированных педалей/ усилителей/ процессоров и всяких прочих прибамбасов, призванных поярче раскрасить быт любителя подергать струны на досуге, просто неисчерпаем. В последнее время, кстати, обращает на себя внимание достаточно распространенная ситуация, когда человек приходит в музыкальный магазин и просит подобрать ему «все, что нужно для начала», чтобы сделать подарок своему знакомому/ родственнику (или себе любимому) по случаю какого-нибудь очередного праздника. Продавцы, как правило, не слишком заинтересованы потребностями очередного надоедливого бездаря с деньгами, и предлагают без лишних заморочек купить какой-нибудь уже готовый «гитарный набор». В целом – разумно: практически все необходимое для начинающего гитариста можно получить в одной достаточно бюджетной и красиво оформленной упаковке (причем все оборудование будет одного и того же производителя), но все-таки хочется более досконально разобраться, что выгоднее брать – уже кем-то собранный гитарный комплект, или попытаться самостоятельно подобрать свой собственный перечень желаемого.

Подробнее...

Словарь музыкальных терминов и сокращений. "F"

F (нем., англ. эф) - 1) буквенное обозначение. звука фа; 2) басовый ключ, ключ фаСловарь музыкальных терминов и сокращений. "F"
Fa (ит., фр., англ. фа) - звук фа
Faburden (англ. фабээдн) - англ. разновидность фобурдона (старин, многоголосия)
Faces d'un accord (фр. фас д'эн акор) - обращения аккорда
Facetamente (ит. фачэтамэнтэ), Faceto (фачэто), con facezia (кон фачэциа) - весело, шутливо
Facezia (фачэциа) – шутка
Facile (ит. фачиле, фр. фаейль, англ. фэсайл) – легко
Facilità (ит. фачилита), Facilité (фр. фасилитэ), Facility (англ. фэейлити) – легкость
Fackeltanz (нем. факельтанц) - факельный танец, шествие с факелами
Facture (фр. фактюр, англ. фэкчэ), Faktur (нем. фактур) - 1) фактура, письмо, стиль; 2) производство музыкальных инструментов
Fado (португ. фаду) - популярные португальские песни начала 19 в.
Fagott (нем. фагот), Fagotto (ит. фаготто) – фагот
Faites vibrer (фр. фэт вибрэ) - вибрировать (взять педаль)
Fa-la (ит. фа-ля) - в 16-17 вв. небольшие многоголосные вокального произведения со звукоподражательными припевами
Falls unmöglich (нем. фальс унмёглих) - если невозможно [исполнить]
Falsa musica (лат. фальса музика) - фальшивая музыка; по ср-век. терминологии, музыка с не предусмотренной правилами альтерацией; то же, что musica falsa, musica ficta
Falsch (нем. фальш), False (англ. фоле), Falso (ит. фальсо) – фальшивый
Falsett (нем. фальеэт), Falsetto (ит фальеэтто, англ. фолеэтоу) – фальцет
Falso bordone (ит. фальсо бордонэ) - фобурдон (вид старинного многоголосия)
Fanatico (ит. фанатико) – фанатически
Fancy (англ. фэнси) - 1) фантазия, каприз, причуда; 2) в 16-17 вв. инструментальная пьеса - имитация склада
Fandango (исп. фанданго) - испанский танец
Fanfara (ит. фанфара), Fanfare (фр. фанфар, англ. фэнфээ), Fanfare (нем. фанфарэ) - 1) фанфары; 2) медн. духовой инструмент; 3) во Франции и Италии также духовой оркестр.
Fantaisie (фр. фантэзи), Fantasia (ит. фантазиа, англ. фэнтэйзье) - фантазия (муз. произведение)
Fantastic (англ. фэнтэстик), Fantastico (ит. фантастике), Fantastique (фр. фантастик) - фантастический, причудливый
Farandole (фр. фарандоль) - фарандола (прованс. танец)
Farce (фр. фарс, англ. фаас), Farsa (ит. фарса) – фарс
Farciture (фр. фарситюр) - включение внекультурных элементов в церковную музыку (термин 16 в.)
Fascia (ит. фаша) - обечайка у струнных инструментов
Fast (нем. фаст) - почти, едва
Fast (англ. фаст) - сильно, быстро, скоро
Fasten (англ. фастн) - прикреплять
Fasten mute (фастн мьют) - надеть сурдину
Fastosamente (ит. фастозамэнтэ), Fastoso (фастозо) - великолепно, пышно
Fattura (ит. фаттура) - фактура, письмо, стиль
Fausse, faux (фр. фос, фо) - фальшивая, фальшивый
Faussement (фр. фосман) – фальшиво
Fausse note (фр. фос нот) - фальшивая нота
Fausse quinte (фр. фос кэнт) - уменьшенная квинта (по терминологии Рамо)
Fausser (фр. фоссэ) – фальшивить
Fausse relation (фр. фос рэлясьон) – переченье
Fausset (фр. фоссэ) – фальцет
Fauxbourdon (фр. фо бурдон) - фобурдон (вид старинного многоголосия)
Favori (фр. фавори), Favorito (ит. фаворито) - излюбленный, любимый
Feast (англ. фист) - празднество

Подробнее...

Словарь музыкальных терминов и сокращений. "E"

краткий словарь музыкальных терминов. EE (нем. э, англ. и) - буквенное обозначение звука ми
E (ит. э) - и; ? (э) – есть
E (ф flat clarinet (англ. и флэт кларинэт) - малый кларнет
Ear (англ. йэ) - слух; play by ear (плэй бай йэ) - играть по слуху
Easy listening (англ. йзи лиснин) - легкая музыка; буквально легкое слушание
Ebenso (нем. эбэнзо) - так же, как раньше (simile)
?blouissant (фр. эблюисан) - ослепительно Eccedente (ит. эччэдэнтэ) - увеличенный [интервал, трезвучие]
Eccitato (ит. эччитато) – возбужденно
Ecclesiastici toni (лат. эклезиастици тони) - церк. лады
?chapp?e (фр. эшапэ) - вид предъема
Echeggiando (ит. экэджандо) – звучно
?chelle (фр. эшель) - гамма; буквально лестница
?cho (фр. эко), Echo (нем. эхо, англ. экоу) – эхо
Echo attachment (англ. экоу этэчмэнт), Echomaschine (нем. эхомашинэ) - приспособление для получения эффекта эхо на медном духовом инструменте
Echoton (нем. эхотон) - 1) как эхо; 2) прием игры на валторне
Echowerk (нем. эховэрк) - механизм в органе, дублирующий отдельные голоса наподобие эхо
Eclair (фр. эклер) - молния, вспышка; comme des ?clairs (ком дэз эклер) - как вспышки молнии [Скрябин. Соната № 7]
Eclat (фр. экля) - сверкание, блеск
Eclatant (эклятан) - блестящий, сверкающий; avec ?clat (авэк экля) - сверкая
Eclisse (фр. эклис) - обечайка у струнных инструментов
Ecloga (ит. эклога), ?clogue (фр. эклог), Eclogue (англ. эклог) - эклога, пастушеская песня; то же, что egloga, ?glogue
Ecсо (ит. эко) - эхо; quasi eco (ит. куази эко) - 1) как эхо; 2) прием игры на валторне
Ecossaise (фр. экосэз) – экосез
Ecriture (фр. экритюр) – письмо
Ecriture horizontale (экритюр оризонталь) - линеарное письмо
Ecrоu (фр. экру) - винт [смычка]
Ecroulement formidable (фр. экрульман формидабль) - страшная катастрофа [Скрябин. Симфония № 3]
Edition (фр. эдисьон), edition (англ. идишн), edizione (ит. эдиционэ) - издание

Подробнее...

Словарь музыкальных терминов и сокращений. "D"

краткий словарь музыкальных терминов. DD (нем. дэ, англ. ди) - буквенное обозначение звука ре
Da (ит. да) - от, из, с, к, по
Da capo al fine (да капо аль финэ) - повторить с начала до конца
Da capo e poi la coda (да капо э пои ля кода) - повторить с начала и потом – кода
Da capo sin'al segno (да капо син'аль сеньо) - повторить с начала и до знака
Dach (нем. дах) - дека; буквально крыша
Dagli (ит. дальи) - предлог da в соединении с определенным артиклем мужского рода множественного числа - от, из, с, к, по
Dai (ит. дай) - предлог da в соединении с определенным артиклем мужского рода множественного числа - от, из, с, к, по
Dal (ит. даль) - предлог da в соединении с определенным артиклем мужского рода единственного числа - от, из, с, к, по
Dall' (ит. даль) - предлог da в соединении с опред. артиклем муж. и женского рода единственного числа - от, из, с, к, по
Dalla (ит. далла) - предлог da в соединении с определенным артиклем женского рода единственного числа - от, из, с, к, по
Dalle (ит. далле) - предлог da в соединении с определенным артиклем женского рода множественного числа - от, из, с, к, по
Dallo (ит. далло) - предлог da в соединении с определенным артиклем мужского рода единственного числа - от, из, с, к, по
Dal segno (ит. даль сэньо) - от знака
Damp (англ. дэмп) - заглушить звук
Damper (дэмпэ) - 1) демпфер; 2) сурдина
Dämpfer (нем. дэмпфэр) - демпфер, глушитель, сурдина; mit Dämpfer (мит дэмпфэр) - с сурдиной; ohne Dämpfer (онэ дэмпфэр) - без сурдины
Dämpfer ab (дэмпфер аб) - снять сурдину
Dämpfer auf (дэмпфер ауф) - надеть сурдину
Dämpfer weg (дэмпфэр вэг) - снять сурдины
Dance (англ. данс) - 1) танец, пляска, музыка для танцев, танцевальный вечер; 2) танцевать
Dancing party (дансин паати) - танцевальный вечер
Dann (нем. дан) - тогда, потом, затем
Dans (фр. дан) - в, по, на
Dansant (фр. дансан) - танцующий, танцуя
Danse (фр. дане) - танец, пляска
Danse macabre (дане макабр) - пляска смерти
Dans les coulisses (фр. дан ле кулис) - играть за кулисами
Dans le sentiment du début (фр. дан ле сантиман дю дэбю) - возвращаясь к первоначальному настроению [Дебюсси. Прелюды]
Dans une brume doucement sonore (фр. данзюн брюм дусман сонор) - в нежно звучащем тумане [Дебюсси. «Затонувший собор»]
Dans une expression allant grandissant (фр. данзюн экспрэсьон алян грандисан) - постепенно все величественнее [Дебюсси]
Dans un rythme sans rigueur et caressant (фр. данз эн ритм сан ригер э карэсан) - в свободном движении, ласково [Дебюсси. «Паруса»]
Dans un vertige (фр. данз эн вертиж) - головокружительно [Скрябин. «Прометей»]
Danza (ит. данца) - танец
Danza macabra (данца макабра) - пляска смерти
Darkly (англ. даакли) - мрачно, загадочно
Darmsaite (нем. дармзайтэ) - жильная струна
Daumenaufsatz (нем. даумэнауфзац) - «ставка» (прием игры на виолончели)

Подробнее...

Словарь музыкальных терминов и сокращений. "C"

краткий словарь музыкальных терминов. CC (нем. цэ, англ. си) - 1) буквенное обозначение звука до; 2) знак, изображающий такт в 4; 3) назв. ключей до
Cabaletta (ит. кабалётта) - 1) небольшая ария; 2) в 19 в.- стреттное заключение арии или дуэта
Cabaza (португ. кабаза), Caba?a (кабаса) - кабаца (ударный инструмент) Caccia (ит. качча) - жанр вок. музыки 14- 16 вв. (2- 3- голосн. канон), буквально, охота
Cach?e (фр. кашэ) - скрытая [октава или квинта]
Cachucha (исп. качуча) - качуча (испан. танец)
Cacofonia (ит. какофонна), Cacophonie (фр. какофони), Cacophony (англ. какофэни) - какофония, неблагозвучие
Cadence (фр. каданс, англ. кэйдэнс) - 1) каданс; 2) каденция
Cadence authentique (фр. каданс отантик) - автентич. каданс
Cadence ?vit?e (каданс эвитэ) - прерванный каданс
Cadence imparfaite (каданс эмпарфэт) - несовершенный каданс
Cadence parfaite (каданс парфэт) - совершенный каданс
Cadence plagale (каданс плагаль) - плагальный каданс
Cadenza (ит. кадэнца) - 1) каданс; 2) каденция
Cadenza autentica (каданс аутэнтика) - автентич. каданс
Cadenza d'inganno (каданс д'инганно) - прерванный каданс
Cadenza imperfetta (каданс импэрфэтта) - несовершенный каданс
Cadenza perfetta (каданс пэрфэтта) - совершенный каданс
Cadenza plagale (каданс плагале) - плагальный каданс
Cadre en fer (фр. кадр ан фэр) - чугунная рама у фортепиано
Caesura (лат. цэзура, англ. сизьюэрэ) – цезура
Caisse (фр. кэс) – барабан
Caisse claire (фр. кэс клер) - малый барабан
Caisse claire avec corde (кэс клер авэк корд) - малый барабан со струной
Caisse claire grande taille (кэс клер гранд тай) - малый барабан увеличенного размера
Caisse claire petite taille (кэс клер птит тай) - малый барабан уменьшен, размера
Caisse claire sans timbre (кэс клер сан тэмбр) - малый барабан без струн
Caisse roulante (фр. кэс рулант) - цилиндрический (франц.) барабан
Cake-walk (англ. кэйкуок) - кэкуок (танец)
Calameilus (лат. каламэлус), Calamus (каламус) - тростниковая флейта
Calando (ит. каландо) - стихая, уменьшая силу [звука]

Подробнее...

Подкатегории