Выбор бас-гитары
Jeff Berlin
Молодой бас-гитарист приходит в музыкальный магазин, сжимая в руке кровью и потом заработанные денежки. Он собрался купить бас-гитару, и все мысли его только о том, какой кайф он получит от игры на новом инструменте. Вот он идет вдоль прилавка, пытаясь решить, какой инструмент ему больше подходит, а болезнь уже подступает. Его взор становится безжизненным, его ноги делаются ватными, а его ладони начинают потеть. Он только что стал еще одной неподозревающей жертвой "хочуэтоза". Почему? Потому, что выбрал ту же самую модель, что и у его любимого исполнителя. Она идентична во всем: тот же самый цвет ядерного взрыва, та же самая форма в виде черепа стегозавра... даже то же углубление рядом со звукоснимателем, где его кумир оставляет свою верхнюю вставную челюсть, чтобы та не мешала ему пускать слюни во время исполнения баллады. Мальчик ликует. Он хватает бас, оставляя струну "ми" болтаться ненатянутой по грифу, и с криком: "То, что надо!", - бежит к прилавку, выкидывает деньги и мчится прочь.
Двумя месяцами позже болезнь отступает. Он обнаруживает, что опоры Крымского моста дергаются легче, чем струны на его басу, что пары от лако-красочного покрытия вызывают у него головную боль, и что он дважды вывихивал большой палец в этом проклятом углублении. Кроме того, его любимый бог больше не играет, потому что посвятил свою жизнь спасению крабов на Мадагаскаре. Какой сценарий!
Ладно, это было небольшое преувеличение. Но существует еще множество музыкантов, которые не знают, что отличает хороший инструмент от плохого. Может быть Вы один из них, тогда позвольте мне помочь Вам. Суть такова: единственный хороший бас - это тот, который позволяет Вам играть то, что Вы слышите.
Любой опытный музыкант знает это. Сверхъестественные формы корпуса, яркие рок-н-рольные цвета и роскошные переводные картинки не имеют никакого отношения к качеству и играбильности нового баса. Если Вы выбираете бас, который, во-первых, хорошо звучит и неплохо смотрится - во-вторых, то Вы - умный покупатель, который видит дальше упаковки. Качество - это все. Никогда не забывайте, что пока Вы не заботитесь о качестве - я серьезно - Вы занимаетесь показухой. Таких Вы знаете.
Здесь должен был быть конец статьи. Как бы больше нечего добавить по этому поводу, за исключением того, что каждая компания, производящая гитары, хочет, чтобы Вы думали, что ее инструменты превосходят сделанные другими компаниями. В этом нет ничего необычного, и на сегодняшний день доступно много отличных инструментов. Вы, покупатель, находитесь в завидном положении; Вы можете привередничать и выбирать из дюжины различных стилей и особенностей: 4 струны, 5 струн, 6 струн, гриф - две октавы, графитовый гриф, копии старых моделей, пассивная или активная электроника, экзотические породы деревьев, различные звукосниматели, высокие технологии и т.д. Только сначала Вы должны решить, что Вам нужно. А как узнать?
Добро пожаловать на симпозиум по покупке баса. Где этот симпозиум проходит? В идеале, это должно происходить в музыкальном магазине, куда Вы отправляетесь покупать свой инструмент. Я хочу поведать Вам некоторые уловки, к которым Вы можете прибегнуть, как покупатель, и к которым прибегают магазины, в качестве продавцов. На самом деле все не так уж сложно, и я надеюсь, что Вы выйдете отсюда широко осведомленным покупателем.
РОЗНИЧНЫЙ МИР
Сначала небольшая заставка. Цель розничной торговли состоит в том, чтобы получать прибыль; это - американский путь, и здесь все в порядке. Когда Вы заходите в музыкальный магазин, чтобы оценить инструменты на предмет возможной покупки, штат магазина подготовлен, чтобы продать Вам кое-что из их инвентаря. Но продавцы должны стремиться помочь Вам в вопросе выбора лучшего баса, отвечающего Вашим потребностям, не их. Они должны удостовериться, что Вы - удовлетворенный клиент, и что инструмент, который Вы покупаете, будет служить Вам верой и правдой в течение долгого времени. Продавцы должны быть хорошо осведомлены, терпеливы и согласны сделать лишних два шага ради Вас. Они должны знать, как объяснить разные нюансы покупателю, который может и не быть в курсе всего. Печально, но этого часто не происходит.
Когда Вы приходите в магазин либо прицениться, либо сделать покупку, Вы можете столкнуться с продавцом, который не оказывает Вам помощь должным образом. Найдите другого продавца. Это - Ваши деньги, и меньше всего Вам нужен клерк с комплексом звезды. Я спрашивал музыкантов на эту тему, и даже не могу передать, как часто я слышал о непочтительных продавцах и отношении типа: "я продавал гитару Экселю Роузу, а ты кто такой?" Если Вы не находите того, с кем можно нормально разговаривать, попросите пригласить менеджера. Если это не срабатывает - уходите. Должен же быть другой магазин в пределах 50 миль от Вашего дома, который Вас устроит. Поверьте, поездка стоит того, если она поможет Вам найти нужный бас.
Существует и другая сторона дела. Вы, как покупатель, не должны подгонять продавца. Часто магазин полон посетителей, желающих посмотреть несколько гитар. Продавец не может уделить Вам время непосредственно сейчас из-за других клиентов. Терпение! Придет и Ваша очередь. Если Вы хотите просто посмотреть, прицениться, то приходите в магазин за час-два до его закрытия. Таким образом, Вы сможете все оставшееся время ходить и смотреть на выставленные инструменты, не толкая локтями других посетителей. Это также хороший способ разобраться что к чему и посмотреть, что магазин может предложить Вам за те деньги, которыми Вы располагаете.
Теперь непосредственно об изделии. Вот короткая история о том, как сделали бас, доставили его в магазин и выставили на витрину. (Я знаю эту часть довольно хорошо, потому что разрабатывал бас "Palaedium" для Peavey, и всегда поддерживаю связь с их разработчиками гитар). После того, как инструмент изготовлен, компания отправляет готовое изделие дилеру на самолете или грузовике. Инструмент трясется в упаковочной коробке, и некоторые части могут смещаться - например, анкер (подробнее об этом ниже). Кроме того, в дороге инструмент подвергается различным изменениям климатических условий; он мог быть отправлен из жаркой, влажной области, а прибыть туда, где воздух холодный и сухой. Это также может привести некоторые части инструмента к смещению и деформации. Когда бас поступает в магазин, кто-то вынимает его из коробки и ставит на витрину. Иногда, в магазине есть мастерская, где инструмент сначала немного доводят, перед тем как выставить на продажу.
Даже после того, как инструмент подготовлен персоналом магазина к продаже, трудно ожидать, что Вы снимете его со стены, и на нем можно будет играть так, как Вам надо, даже если это очень крутой бас. Почему? Потому, что никакой дилер не может отрегулировать гриф, звукосниматели и струнодержатель на Ваш манер. Они не могут знать Ваши специфические потребности - это невозможно. Так обычно обстоит дело в музыкальной розничной торговле. Поэтому когда компания заявляет, что она делает лучшие бас-гитары в мире, в действительности это нужно понимать так: когда Ваш бас будет доведен точно под Вас, компания полагает, что никакой другой инструмент не подойдет Вам лучше.
Ваша задача, как покупателя, состоит в том, чтобы удостовериться, что бас, который Вы берете в магазине, должным образом отрегулирован. Тогда Вы сможете принять осмысленное решение относительно его покупки. А то получается, как с квартирой, в которой уже после ее покупки Вы изменяете обстановку, сносите стены и переделываете целиком кухню. Вот теперь - отличная квартира. Но это не совсем тот способ, который Вам нужен.
Идеальным местом для подгонки баса под Ваши нужды еще до его покупки является магазин. Продавец должен помочь отрегулировать Ваш потенциальный инструмент согласно Вашим запросам для того, чтобы Вы могли решить, желаете ли Вы его покупать или нет. Вот здесь и начинаются проблемы.
Проблема 1: Вы усложняете жизнь продавцу, который, возможно, и не хочет копаться с Вашим басом.
Проблема 2: у Вас самого появляется масса хлопот; Вы ведь, вероятно, захотите попробовать не один инструмент, чтобы было из чего выбрать, и каждый нужно будет отстроить под Вас.
Проблема 3: Вы рискуете рассердить продавца, если после всего решите не покупать бас.
Если повезет, Вы встретите продавца, который имеет каплю сострадания к клиенту, пытающемуся сделать правильный для себя выбор. Они существуют.
РЕГУЛИРУЕМЫЕ ЧАСТИ
Сейчас изготавливается намного больше инструментов, чем когда я был ребенком. Тем не менее, при этом внешний вид большинства инструментов не очень отличается от того, что придумал отец электрического баса Лео Фендер, хотя сегодняшние инструменты более сложны в изготовлении. Исходя из этих общих соображений, средний бас на полке магазина может оказаться столь же хорошим инструментом, что и бас за $2,000 и больше. Даже дорогие басы должны быть отрегулированы под Вас. Не дайте себе внушить, что дорогой ценник автоматически означает лучшие возможности для игры, чем у менее дорогой модели.
Как так может быть? Просто существуют три регулируемые части, которые приспосабливаются под Вас, чтобы обеспечить ту игру на бас-гитаре, которая Вам нужна: гриф, струнодержатель и звукосниматели. Это может казаться очевидным для Вас. Хотя здесь нет никакой тайны, я редко сталкивался с бас-гитаристами, которые знают, что эти части должны быть отрегулированы в магазине с помощью продавца, когда вы решаете, действительно ли данный бас Вам подходит. Большинство покупателей бас-гитар этого не делают.
Если Вам нужно, бас можно отстроить так, что щипок струны будет выполняться почти без усилий. У меня есть один старый бас "The Blonde" с низкой постановкой струн, и у людей которые пробуют играть на нем часто получаются щелчки. Жако хотел купить его. Я разработал Peavey "Palaedium", взяв за основу "The Blonde", и он получился с тем же свойством. Джеди Ли играл на моем "Palaedium"'е и не смог с ним справиться. У Стэнли Кларка просто поехала крыша, когда он сидел и наблюдал мое выступление с оркестром Билли Кобама. Это может служить комплиментом тому, как я отстроил свой бас. Гриф, струнодержатель и звукосниматели - все отрегулировано под меня, и именно в этих трех компонентах заложено 90% звука электрического баса. Нет единого звука, правильного для всех, а есть только звук правильный для Вас.
Каждый бас с деревянным грифом имеет анкер, стальной прут внутри грифа, который придает ему жесткость и не дает струнам согнуть его (Графитовый гриф, являясь, безусловно, более прочным, не имеет анкера. Лично я предпочитаю деревянные грифы, потому что с ними можно регулировать щипок по своему усмотрению). Анкер регулируется. Вы должны знать, что правильно отрегулированный гриф не совершенно прямой, хотя может быть очень близок к этому, как мой, например. Гриф обычно имеет небольшой прогиб, чтобы предотвратить дребезг струн о лады (см. рис. 1).
Поворачивая гайку анкера, Вы можете изменять глубину прогиба, и это оказывает влияние на чувствительность баса. Это просто, регулирование анкера позволяет Вам увеличивать или уменьшать высоту струн над ладами и звукоснимателем. В процессе этого может появляться дребезг; это нормально и просто требует дополнительной подстройки анкера. Дребезг может также возникать, если высота ладов различна, тогда одни или несколько ладов потребуют шлифовки. Это не серьезная проблема, и любой квалифицированный мастер может легко ее устранить.
Звукосниматели обычно имеют винты, которыми они крепятся, и эти винты можно регулировать для повышения или понижения высоты звукоснимателей по Вашему усмотрению (см. рис. 2). Вы удивились бы, узнав сколько людей не знают об этом. В большинстве случаев, все что Вам нужно сделать - это взять крестовую отвертку и немного покрутить винты.
Еще раз. Это может совершить удивительное превращение в звучании инструмента, когда Вы дергаете струны над правильно выставленными по высоте звукоснимателями. Если они слишком опущены, выходной сигнал слабый, и Вы будете стремиться дергать струны сильнее, чтобы усилить звук (а это совершенно несовместимо с низким расположением струн над грифом). Если они слишком подняты, магнитные поля могут сталкиваться с вибрацией струн и "душить" звук. Любая из этих ситуаций будет затруднять игру на инструменте. Незначительное регулирование может быстро устранить любую проблему, и если Вы никогда не испытывали ощущение от игры с отрегулированными звукоснимателями, тогда для Вас это будет приятной неожиданностью (R: т. к. низкие (толстые) струны звучат громче высоких (тонких), то и высока разных сторон звукоснимателя при правильной настройке будет различной: больше со стороны высоких струн и меньше - со стороны низких).
Красота в том, что если Вы играете над звукоснимателем, как я, например, это делаю, Вы можете почувствовать эффект "подставки" под своей рукой. Если Вы дергаете струны пальцами напротив звукоснимателя, то можете заметить, что не нужно использовать много физической силы при звукоизвлечении. Ваши руки, таким образом, испытывают меньшее напряжение, и у Вас больше шансов избежать тендинита (не углубляясь в медицинские подробности - воспаление сухожилий. - Прим. перев.) и других проблем. У Вас также появится намного больше контроля над звуком (Предостережение: если Вы слишком ослабите винты, звукосниматели могут выпасть. Конечно это можно исправить).
Струнодержатель также играет не последнюю роль в звучании электрического баса. Большинство седел звукоснимателя сконструировано таким образом, чтобы можно было регулировать их высоту; это часто делается шестигранным ключом (см. рис. 3). Поскольку струны колеблются между верхним порожком и струнодержателем, регулировка седла оказывает влияние на звучание баса.
Интересно, что промышленный выпуск фурнитуры начался с изобретения Гленом Кваном, блюзовым экс-гитаристом/изобретателем/гитарным мастером, басового струнодержателя Leo Quan Badass. В 70-ые Кван опередил других производителей Сан-Франциско, таких как Сеймур Дункан и Билл Бартолини, превративших теперь свой бизнес в процветающую промышленность.
ЧУДЕСНЫЙ БАС
Теперь Вы должны понять, насколько важно отрегулировать бас в магазине. Решение того, что регулировать, начинается с момента, когда Вы берете со стены инструмент. Вы можете почувствовать, что играть неудобно, тогда Вы просите продавца отрегулировать анкер. Если все равно что-то не так, регулировать нужно дальше, возможно - струнодержатель. Это продолжается до тех пор, пока бас не достиг оптимальной для Вас настройки. Только пройдя весь процесс настройки, Вы сможете решить, подходит ли Вам этот инструмент или нет.
Процесс регулировки не должен превышать 15 минут; не так уж трудно повернуть гайку анкера или подрегулировать седла струнодержателя или звукосниматели. Вот... уже совсем другое дело: теперь можно судить о качестве.
Напомню, что Вы регулируете бас, чтобы выяснить, хотите ли Вы покупать его или нет. После той работы, которую Вы и продавец выполнили вместе, регулируя анкер, звукосниматели и струнодержатель, Вы можете решить не покупать бас, по каким-либо причинам. Когда такое случается, закончите все же начатое: решите, подходил ли Вам этот бас после того, как Вы его отстроили.
Помните также, что на басу будут стоять какие-то струны, и они, возможно, будут сделаны из сплава, который Вам не нравится. Это не беда. Если Вы серьезный клиент, купите набор Ваших любимых струн и используйте их на басах, которые выбираете.
Иногда Вам везет. Вы берете бас, и он оказывается чудесным. Он отстроен в точности, как Вам надо. Если на нем удобно играть, и Вам нравится его звук, то забирайте его домой и благодарите судьбу - Вы счастливчик. Но если бас нуждается в некоторой наладке, а продавец не желает помогать Вам, как я упоминал ранее, Вы должны идти в магазин, где с Вами будут обращаться как с достойным клиентом, а не как с "шилом в заднице", которое задает много глупых и ненужных вопросов о звукоснимателях и анкерах, ссылаясь на какого-то Джеффа Берлина с его идиотской статьей.
На этом все. Надеюсь, это было полезным.