Мир музыки

Изобретение и история фортепиано

fortepiano1У каждой вещи есть своя история, есть она и у фортепиано. Знать ее несомненно не только интересно, но и полезно. Это позволяет лучше разбираться в музыкальных стилях и понимать содержание того или иного произведения. Изобретение фортепиано в начале XVIII столетия стало поворотным моментом в истории европейской культуры. Фортепиано полностью изменило характер музыкальной культуры западной цивилизации.Клавишные инструменты существовали еще в Средние Века. Орган, самый старый из них, - это духовой клавишный инструмент (у него нет струн, а есть множество труб), и он не является непосредственным родственником фортепиано.

Первый клавишный инструмент, у которого были струны, - клавикорд. Он появился в позднее Средневековье, хотя никто не знает, когда именно. Клавикорд имел устройство, похожее на устройство современного фортепиано. Однако его звук был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нем можно было играть перед большим количеством людей. Клавикорд, будучи намного меньше по размеру и проще, чем его родственник клавесин, был достаточно популярным инструментом домашнего музицирования, и его наверняка можно было найти в домах композиторов эпохи барокко, включая Баха.

Подробнее...

Рояли: Самые удивительные рояли мира

Рояли принадлежат к одним из самых популярных и легко узнаваемых (благодаря своей специфичной внешности) музыкальных инструментов в мире. Их история насчитывает уже не одно столетие, несмотря на технологический прогресс во всем мире, рояли сохранили свой первозданный облик. Вне зависимости от того, идет ли речь о горизонтальном или вертикальном рояле, узнать этот инструмент легко с первого взгляда.royl1

И вот, несмотря на столь традиционное положение вещей для этих инструментов, некоторым дизайнерам все-таки удалось разрушить привычный стереотип, создав то, что возможно, будет называться роялем будущего.

Все три рояля выглядят весьма современно, хотя их создатели сохранили полноценную функциональность, издавна присущую этому инструменту.

Первая модель, Schimmel Pegasus Grand Piano, прежде всего обращает на себя внимание своим необычным внешним видом, за которым, как видно из названия, стоит такой серьезный производитель как компания Schimmel. В настоящее время произведено только 14 моделей таких роялей, каждая из которых стоит около 100 тыс. долларов США.

Подробнее...

12 струнная гитара

Несколько слов о 12 струнной гитаре.

двенадцати струнная гитара

Кто может сказать сколько на гитаре должно быть струн для оптимального звучания? Ответ на этот вопрос будет звучать по-разному в зависимости от того где и кому мы его зададим. Какой-нибудь гитарист гаваец может сказать - четыре, европеец или американец скажет - шесть! Ну а среди русских есть многие, кто скажут - семь. Но есть еще и определенный, небольшой контингент гитаристов, которые ни на секунду не задумываясь скажут - двенадцать. Именно для тех, кто хочет войти в этот "узкий круг" и написана эта статья.

12 струнная гитара:

Впервые 12 струнная гитара "официально" появилась в Америке в начале 20-го столетия. Итальянские мастера работающие на таких известных музыкальных фабриках США, как Оскар Шмидт и Ригал были первыми, кто включили гитару с 12-тью струнами в свои каталоги.По-этому именно Италия считает себя родиной 12-струнной гитары, тем более, что в итальянских традициях изготовлять инструменты со спаренными струнами, возьмем хотя бы знаменитые на весь мир итальянские мандолины.

Подробнее...

Что такое современная гитара?

sovrgitВ середине 19-го века наиболее популярной и наверно единственной была классическая испанская гитара, форма которой была разработана испанским мастером Торресом и с тех пор практически не изменилась. По форме все гитары были весьма похожи — относительно симметричные верхняя и нижняя части деки, которая сходится с грифом на 12-ом ладу. Небольшие размеры, прорезная ладошка, широкий гриф, веерообразное крепление пружин и т.д. — все это характеризовало данный вид гитар.

Растущая популярность гитары требовала ее видоизменения. Ведь гитара звучала уже не только в частных домах, но и постепенно выходила на сцену, в большие залы, где требовалась уже система усиления звучания. Развивающаяся технология позволяла изготавливать более звонкие и громкие металлические струны, но при установке таких струн на классическую гитару сразу возникала одна проблема. Сильное натяжение таких струн практически сразу механически «убивало» корпус классической гитары, рассчитанный на жильные струны (впоследствии для классической гитары они были заменены синтетическими или, иначе говоря, нейлоновыми струнами). А увеличение прочности корпуса за счет утолщения передней деки практически полностью гасило звучание гитары. Нужно было найти другое решение вставшей проблемы. И вот тогда господин Мартин придумал простой, но в тоже время гениальный способ увеличения прочности передней деки, который, в то же время, не тушил ее вибрацию. Он применил Х-образное крепление пружин. Так появились фолк-гитары — металлические струны, увеличенный корпус, расширяющийся по мере удаления от грифа, X-образное крепление пружин, — а вместе с тем, и четкое разделение их от классических гитар.

Корпус таких гитар довольно часто подвергался различным переделкам и модификациям размера, от небольших по размеру корпусов до, довольно, объемных гитар. Гитары с большим объемом корпуса использовались для игры в оркестрах, что бы их звучание не «забивалось» громкими инструментами, такими как банджо, контрабас или мандолина. Лишь в конце двадцатых годов прошлого (ХХ-го) века появилась, так называемая Оркестровая модель (ОМ) вестерн гитары, названная «Дредноут» (dreadnought), впоследствии ставшая всемирным стандартом для производителей вестерн гитар.

В то время, как фирма Мартин занималась разработкой и совершенствованием своих вестерн гитар, другие производители гитар пошли иным путем. Они использовали идею, взятую из конструкции корпуса скрипки. Такие гитары имели верхнюю деку немного выгнутую вперед, а резонансные отверстия имели форму буквы f.

Подробнее...

Первая электрогитара

В начале 20-го века музыканты, исполняющие блюз, соул или кантри, могли обойтись обычными акустическими гитарами. Но уже в 30-е годы джазовые гитаристы ощутили необходимость усилить звучание своих инструментов.

История электрогитары относит нас к 1930 году, когда будучи уволенным из национальной компании струнных инструментов (National String Instrument Company) Джордж Бишамп (George Beauchamp) начал работу по поиску новых методов увеличения громкости струнных инструментов. Популярным решением такой проблемы было следующее:

Джордж Бишамп

Проводник,  колеблющийся в поле, создаваемом одним или несколькими постоянными магнитами производит изменение в магнитном поле, которое в свою очередь производит переменный ток в проволоке намотанной вокруг этих магнитов. Сила электрического тока, пропорциональна величине колебаний проводника в магнитном поле. Такой же принцип лежит в основе электромоторов, генераторов, игл фонографа и акустических динамиков.

Уже в 1925 году Бишамп экспериментировал с использованием иголок от фонографа на электрогитаре из одной струны и рассчитывал, что разработанное устройство может «снимать» вибрации с каждой отдельной струны, и преобразовывать эти вибрации в эквивалент электрических колебаний. Потом их можно было бы усилить одним из ламповых усилителей, которые широко применялись в радиотехнике того времени. После нескольких месяцев проб и ошибок Бишамп совместно с Полом Бартом (Paul Barth) разработали действующий звукосниматель (pickup) из двух подковообразных магнитов и шести магнитоводах. Каждая струна проходила над отдельным магнитоводом, колеблясь в индивидуальном магнитном поле. Для обмотки катушки была использован мотор от стиральной машины Бишампа.

Убедившись в работе устройства, Бишамп связался с Гарри Уотсоном (Harry Watson), управляющим завода National String Instrument Company и высококвалифицированным мастером. Он, при помощи ручных инструментов, всего за несколько часов вырезал на кухонном столе Бишампа гриф и корпус первой в мире электрогитары. Ее назвали «сковорода» (Frying Pan).

Подробнее...