Китайские гитары

kitОдин умник сказал, что Восток - он "цифровой", а Запад - "аналоговый". Понимать это следует так, что на Востоке с успехом копируют такие технологии, которые нуждаются не в особой "культуре производства", а в способности к подражанию. И напротив, только на Западе успешно делают товары с высокой "культурной составляющей", хотя они получаются намного дороже, чем "цифровые" товары на Востоке. Гитары - западный "традиционный" товар, поэтому кавалерийские попытки делать их сильно дешево в Китае поначалу были малоуспешны (вспомнить хотя бы печально знаменитую BARCELONA C-390). До недавнего времени китайские музыкальные продукты были настолько ужасающего качества, что даже несведущим покупателям все делалось понятно. Но китайских гитар становится все больше, и относиться к ним, как к случайному недоразумению уже невозможно.

Китайцы - они как старики Хоттабычи из известного советского триллера. Тот, помнится, по просьбе Вольки сделал мраморный телефон. С виду телефон был как настоящий, очень красивый. Но не работал, поскольку внутри был тоже мраморный. У китайцев свое представление о красоте и стиле. Поэтому когда они пытаются подражать европейцам в производстве товаров сугубо европейского происхождения (таких, как гитары или Санта-Клаусы), это у них получается очень китайским образом.

Прежде всего, гитары из Поднебесной можно разделить на три группы:

1. "Самодельные" гитары из утиль-сырья и жеваной бумаги.

Внутри может быть наклейка с чем угодно. Чаще всего там ничего про Китай не написано, просто что-то вроде "Super Star" или "Metal Bend", хотя иногда иероглифы попадаются. Стоить они могут от 20 до 100$ (в зависимости от отмороженности продавцов). Внешне ЭТО похоже на гитары, даже покрашено и лакировано иногда красиво. Но под (иногда) красивым лаком всегда скрывается сырое, а то и гнилое дерево и пресловутая жеваная бумага. Это означает, что такая гитара может некоторое время прожить под синтетическими струнами, но металлические струны разнесут ее на запчасти с вероятностью 99% независимо от конструкции и внешнего облика. Поначалу у этих гитар трескается пятка грифа, потом гриф начинает крутить пропеллером, деку выпучивает пузырем, словно она из резины, ну и т.д. Мораль: эти гитары покупать НЕ НАДО, даже если они стоят 500 руб. Полагаю, что даже бобровская или самарская гитара предпочтительнее, во всяком случае, жить будет точно дольше, пусть и не так красиво блестит. Производство гитар намного сложнее, чем пошив пуховиков, да и с дешевыми пуховиками у китайцев не всегда получается...

2. Китайские торговые марки и разные поддельные "Фендера".

Среди "самоделок" образовалось несколько марок явно более высокого класса. К примеру, "Star Sun", "Alice". Про Китай там иногда написано, иногда нет. Продукция под этими марками обычно соответствует своей невысокой цене. Покупать эти гитары можно, но осторожно, поскольку брак там регулярно присутствует, хотя и не столь вопиющий, как в вышеописанной категории. В целом, эти гитары уже могут конкурировать со львовскими или болгарскими, хотя даже корейские (тем паче - чешские) гитары качественнее на порядок. Под этими же марками иногда появляются очень неплохие (и очень недешевые) модели, тщательно слизанные с испанских или американских аналогов. Но цена их хотя и ниже, чем "у настоящих", все же достаточно высока (150-300$). За эти деньги правильнее настоящего испанца и чеха купить, пусть и недорогую модель. Хотя, подчеркиваю, исполнение этих гитар может быть весьма достойное, и материалы качественные. Еще надо упомянуть полностью подделанные гитары (чаще - электрогитары и чаще всего "Фендер"). Это не лицензионное производство, а именно подделка, хотя срисовано все, включая лейблы. Качество их в целом сносное и соответствует цене, но к "настоящим" гитарам отношения не имеет.

3. Лицензионное производство.

Это совсем другой случай. К таким гитарам следует относиться независимо от места их производства и ориентироваться в основном на марку и физиономию продавца. Знаменитый HOHNER все дешевые модели делает в Китае, и PHILL PRO, и ARIA, и YAMAHA. Про Китай там иногда только на коробке написано. Да это и не важно. Качество того же HOHNER HC-06 настолько стабильное, что и испанцам не стыдно было бы. Конечно, в основном в Китае делают именно ДЕШЕВЫЕ модели, но контроль за производством установлен настолько жесткий, что покупать эти гитары можно, даже не очень интересуясь конкретной страной происхождения. Главное - быть уверенным, что продавцы таких гитар предлагают лицензионный товар, а не гитары из первой категории с переклеенными лейблами (такое случается).

В заключение надо добавить, что описанные группы товаров могут иметь не только китайское, но так же любое другое азиатское происхождение (кроме Японии и Кореи, разумеется). Это может быть Тайвань, Индонезия. Для гитар из этих стран справедливо все вышесказанное о Китае.