Что такое современная гитара?

sovrgitВ середине 19-го века наиболее популярной и наверно единственной была классическая испанская гитара, форма которой была разработана испанским мастером Торресом и с тех пор практически не изменилась. По форме все гитары были весьма похожи — относительно симметричные верхняя и нижняя части деки, которая сходится с грифом на 12-ом ладу. Небольшие размеры, прорезная ладошка, широкий гриф, веерообразное крепление пружин и т.д. — все это характеризовало данный вид гитар.

Растущая популярность гитары требовала ее видоизменения. Ведь гитара звучала уже не только в частных домах, но и постепенно выходила на сцену, в большие залы, где требовалась уже система усиления звучания. Развивающаяся технология позволяла изготавливать более звонкие и громкие металлические струны, но при установке таких струн на классическую гитару сразу возникала одна проблема. Сильное натяжение таких струн практически сразу механически «убивало» корпус классической гитары, рассчитанный на жильные струны (впоследствии для классической гитары они были заменены синтетическими или, иначе говоря, нейлоновыми струнами). А увеличение прочности корпуса за счет утолщения передней деки практически полностью гасило звучание гитары. Нужно было найти другое решение вставшей проблемы. И вот тогда господин Мартин придумал простой, но в тоже время гениальный способ увеличения прочности передней деки, который, в то же время, не тушил ее вибрацию. Он применил Х-образное крепление пружин. Так появились фолк-гитары — металлические струны, увеличенный корпус, расширяющийся по мере удаления от грифа, X-образное крепление пружин, — а вместе с тем, и четкое разделение их от классических гитар.

Корпус таких гитар довольно часто подвергался различным переделкам и модификациям размера, от небольших по размеру корпусов до, довольно, объемных гитар. Гитары с большим объемом корпуса использовались для игры в оркестрах, что бы их звучание не «забивалось» громкими инструментами, такими как банджо, контрабас или мандолина. Лишь в конце двадцатых годов прошлого (ХХ-го) века появилась, так называемая Оркестровая модель (ОМ) вестерн гитары, названная «Дредноут» (dreadnought), впоследствии ставшая всемирным стандартом для производителей вестерн гитар.

В то время, как фирма Мартин занималась разработкой и совершенствованием своих вестерн гитар, другие производители гитар пошли иным путем. Они использовали идею, взятую из конструкции корпуса скрипки. Такие гитары имели верхнюю деку немного выгнутую вперед, а резонансные отверстия имели форму буквы f.

Инструменты этого типа, называемые arch-tops (дословно — арочный верх), сильно отличались по звучанию от вестерн гитар. Если дредноут хорошо звучал в качестве аккомпанирующего инструмента в ансамбле, то арктопы — прекрасно себя зарекомендовали в качестве солирующего инструмента. Звук такой гитары хорошо выделялся на общем звучании остального аккомпанемента. Их звучание было не теплым и глубоким, а сбалансированным и резким. Характерное звучание этих инструментов первыми разглядели и стали активно брать на вооружение джазмены. Именно джазу arch top'ы и обязаны своей популярностью, за что их и прозвали джазовыми гитарами. А dreadnought и похожие инструменты использовались больше для «кантри» и популярно-эстрадной музыки.

В 30-40-ых годах двадцатого столетия начинает широко развиваться индустрия изготовления систем усиления, микрофонов и звукоснимателей. Появляется блюз. Как известно, блюз зародился и развивался на южных плантациях Соединенных Штатов за счет бедных черных музыкантов. Они использовали при игре различные приемы звукоизвлечения: и пальцами и медиатором и горлышком бутылки (в последствии этот стиль развился в игру слайдом — хорошо отполированным стеклянным или металлическим цилиндром, который одевается на безымянный палец или мизинец левой руки). Население этих районов было небогатое и о дорогих джазовых гитарах не могло быть и речи. В то время выпускалось очень много недорогих вестерн гитар широкого потребления. В основном, именно эти гитары создали блюзовое звучание.

А что стало с джазовыми гитарами? Да в общем ничего, они такими и остались и используются многими джазовыми и блюзовыми музыкантами и по сей день (например, Алексей Кузнецов — мэтр российской джазовой гитары, я не говорю об отце черного блюза B.B. King'е с его легендарной гитарой «Lucy»). Единственное изменение — уменьшение толщины корпуса и установка на них звукоснимателей, что сделало их более удобными для игры блюза.sovrgit2

С появлением звукоснимателей и усилителей для гитар, началось шквальное развитие и распространение электрогитар (гитар с цельным или клееным корпусом, которые предназначены для игры только через гитарный усилитель) и рок-н-ролла. Акустическая же гитара постепенно стала сдавать свои позиции на эстрадной сцене и перебралась в дома музыкантов и начинающих.

Таким образом, к середине 50-ых годов окончательно сформировались 4-ре основных вида гитар. Классическая (испанская) гитара, применяемая при исполнении классических произведений. Вестерн гитары — блюз, фолк, эстрадные направления музыки. Arch top (иногда их называют «банками») — джаз. Наконец, электрогитара, которая благодаря своей универсальности и многообразности звучания, создаваемое бесчисленными электронными приборами (различными комбоусилителями, звукоснимателями, гитарными эффектами, процессорами и т.д.), завоевала почетное место практически во всех стилях музыки.

Раньше, как мы видим, было довольно четкое разграничение сфер влияния различных инструментов в том или ином стиле музыке. Современная музыка — является идеальным зеркалом того общества, которое ее создает. В наше время бесконечного смешения всего, что только можно смешать, всевозможных интеграций, в музыке практически стирается грань между различными стилями. Электронные музыканты, используют джазовые темы для своих ремиксов. Классическая гитара зачастую звучит в джазовой музыке. А команды, играющие тяжелую гитарную музыку, не редко обращаются к классике. Тем не менее, гитара остается, и будет оставаться, самым популярным, демократичным, и в тоже время, самым выразительным и многообразным инструментом современности. Если бы мне предложили придумать символ прошедшего столетия, то я, не задумываясь нарисовал бы гитару.