Гитарные приемы
Баррэ
Огромное значение в гитарной технике имеет прием "баррэ" (франц. "barre" - перекладина), заключающийся в одновременном прижатии всех струн на одном и том же ладу указательным пальцем левой руки. Для выполнения этого технического приема указательный палец должен быть не согнутым, а выпрямленным параллельно ладовому порожку. Большое баррэ исполняется на каждом ладу с первого по десятый. На последующих
ладах выполнение его затруднено или невозможно.
Малое баррэ
Малое баррэ заключается в одновременном прижатии нескольких струн. Малое баррэ может исполняться на любом ладу. Начинающим гитаристом осваиваются сначала малое баррэ за тем полное баррэ.
Тремоло
Прием, заключающийся в быстром чередовании одного звука. На гитаре прием тремоло звучит очень эффективно и при хорошем исполнении оставляет впечатления непрерывно звучащей мелодии с аккомпаниментом. Как правило исполняется четырьмя пальцами - p, a, m, i. Исполняются триольное, квартольное, квинтольное и реже секстольное. Первая нота чаще всего басовый звук (на 4,5 или 6 струне), после которого идет исполнение тремоло.
Пицикато
Способ исполнения заключается в том, что правая рука ребром кисти, почти у самой подставки кладется на струну, а большой (иногда - средний и указательный) палец извлекает звук. Звуки, исполняемые пиццикато, приглушенные и отрывистые.
Вибрация (вибрато)
Еще в эпоху Возрождения вибрацию впервые употребляли лютнисты. Вибрация на гитаре осуществляется вследствие колебания пальца, прижимающего струну. Но, зачастую, колеблется не только палец, но и другие части левой руки. В исполнительской практике гитаристов применяются три двигательных формы вибрации:
1) основной вид - кистевая вибрация, при которой главное движение руки происходит в кистевом сочленении с помощью параллельных (относительно грифа) сгибательно-разгибательных движений кисти;
2) локтевая форма вибрации применяется при исполнении аккордов, малых баррэ, - источником активных колебаний является сгибание-разгибание предплечья в локтевом суставе.
Вибрация увеличивает глубину звучания и придает ему мягкость и певучесть.
Легато
В игре на гитаре легато это не только штрих, но и определение способа звукоизвлечения, т. е. приема игры, имеющего первостепенное значение. Легато в его гитарном применении существует в нескольких способах: Первый звук извлекается пальцем правой руки, а второй (и последующие) - пальцами левой руки, которые резко ("молоточками") опускаются на соответствующий лад (или лады) той же струны и заставляют звучать ее без участия правой руки.Нисходящее легато требует, чтобы пальцы левой руки были предварительно распложены на нужных струнах и ладах.
Cтакатто
Cтаккато при исполнении на гитаре является результатом искусственного глушения струн. В гитарной технике используется два способа исполнения стаккато:
1. Путем снятия пальцев левой руки со звучащей струны;
2. Путем глушения пальцами правой руки звучащей струны.
Аккорды стаккато берутся по такому же принципу, как и отдельные ноты. В нотах стаккато обозначается точкой над (или под) нотой. как в рисунке:
Флажолеты
Благодаря применению флажолетов диапазон верхнего регистра гитары расширяется почти на октаву. В исполнительской технике флажолеты имеют огромное значение, ибо они не только расширяют диапазон гитары, но и дают новые тембровые звучания. Флажолеты бывают трех видов: натуральные, искусственные и сложные.
1. Натуральные флажолеты - (на 12,7,5,4,3 ладах). Исполняются легким прикосновением подушечки пальца левой руки, точно напротив ладового порожка (в выше указанных местах грифа) и одновременным щипком пальца правой руки, после чего палец левой руки быстро поднимается.
Все флажолеты звучат ярко до 4-го лада включительно, а дальше, то есть на 3-м и 2-м ладах, флажолеты звучат довольно тускло и поэтому употребляются очень редко.
2. Искусственные флажолеты - охватывают большой хромматический диапазон, и хотя звучность их несколько меньше, чем натуральных, тем не менее они вносят заметное разнообразие в красочную палитру гитары.
Этот прием требует одновременного использования пальца левой руки, указательного и безымянного пальцев правой руки. Палец левой руки прижимает струну обычным способом и остается на ней в продолжении заданной длительности звука, в то время как указательный палец правой руки мягко и быстро соприкасается со струной точно на октаву выше места прижатия, а безымянный палец правой руки извлекает звук.
3. Сложные флажолеты - звучат и исполняются точно так же, как и искусственные, только с применением аккомпанемента. Правая рука несет нагрузку еще больше: указательный палец касается струны в точке звучания флажолета, безымянный - извлекает звук, а большой палец ведет аккомпанемент. На гитаре также используется прием пиццикато. Для его исполнения нужно положить боковую часть кисти правой руки на струны максимально близко к нижнему порожку и пальцами правой руки защипывать струны.
Подражание малому барабану
Очень эффектный гитарный прием. Исполняется он так: указательный палец левой руки перетягивает шестую струну на пятую, перекрещивая и прижимая их на ладу (этот прием используется в среднем диапазоне грифа). Звуки извлекаются из обеих струн щипком пальцев правой руки.
Пиццикато bartoc
Заключается в небольшом оттягивании струны большим пальцем, после чего отпускаем струну и она сначала ударяется об металлические порожки грифа, затем продолжает звучать. Исполнение приема дает резкое звучание, напоминающее выстрел. Обозначается большой латинской буквой В расположенной на штиле ноты. Например последний такт пьесы Р. Дьенса "Fuoco"
Глиссандо
Прием, при котором один или несколько пальцев левой руки, прижимая струны скользят по ладам грифа. В нотах обозначается линией между звуками.
Расгеадо
Это удар четырьмя (тремя) пальцами правой руки ("вразброс" - начиная с мизинца) по нескольким или всем струнам, используя внешнюю сторону ногтя. Этот прием исполняется двумя способами: 1) сверху вниз, т. е. от 6-й струны к первой; 2) снизу вверх (от l-й к 6-й), причем движение всегда начинается с мизинца (или безымянного пальца). В нотах этот прием обозначается словом "rasg" и стрелками, указывающими направление движения пальцев. Существует много видов расгеадо.
В последние годы в исполнительской практике гитаристов часто применяется прием "кольцевого расгеадо". Это ритмически организованное расгеадо, способ исполнения которого заключается в объединении и непрерывном движении двух выше описанных способов.