Несколько советов по настройке 12-струнной гитары….

Двенадцатиструнная гитара

Несколько советов по настройке 12-струнной гитары….

Если у вас двенадцатиструнная гитара сомнительного происхождения (т.е. есть все же подозрение, что она является продуктом вездесущих китайцев), то лучше ее настроить на полтона или на тон ниже, и использовать струны тонкие или средней толщины (т.е. первая струна не толще «10-ки» ). Таким простым и нехитрым способом удастся уберечь гриф и деку от деформаций. Недорогие двенадцатиструнные гитары традиционно собирают из некачественных материалов. Нетрудно догадаться, что если отпускная цена гитары в магазине 100-200 долларов, то дерево для ее изготовления уж точно не выдерживали десятилетиями в специальных помещениях. Оно пошло в производство или недосушенным, или же к нему были применены современные технологии ускоренной сушки. Ни первое, ни второе не имеет место при изготовлении действительно высококачественных 12 струнных гитар. Следовательно, при небольшой перегрузке высока вероятность, что или гриф прогнется, или же наоборот, - дека выгнется дугой.

Что будет со звуком, если опустить строй 12 струнной гитары на полтона-тон?

Да, собственно, ничего плохого не будет. Во всяком случае понижение на полтона на слух практически не сказывается на характере звука. У 12-струнной гитары звук по определению несколько «плавающий», словно пропущен через эффект «фленджер».

Но зато при этом нагрузка на гриф и на деку значительно уменьшится. Примерно на 20%. Это довольно весомая цифра (читайте далее и все поймете). Да и левой руке становится комфортней при игре, в-особенности, способом «баррэ». При снижении на целый тон или больше звучание заметно «расплывается», и может наблюдаться дребезг струн о лады при привычном звукоизвлечении. Можно попробовать чуть подкрутить анкерный стержень, или же меньше усилий прикладывать при извлечении звука. Или же сочетать первое и второе. Поначалу можете почувствовать некоторый дискомфорт, но несколько дней игры и все встанет на свои привычные места. Так или иначе, этот прием понижения строя двенадцатиструнной гитары на полтона-тон подходит для струн средней толщины.
Струны супер-лайт опускать на целый тон нежелательно, - они скорее всего будут заметно дребезжать, касаясь ладов. Если подкрутить анкер и приподнять струны над ладами, то дребезга станет меньше, но может заметно нарушиться строй гитары в области верхних ладов. Комплекты толстых струн (Звук у них, кстати, заметно более жирный, насыщенный. Для аккомпанемента самое оно!) ставить на недорогие инструменты просто опасно. Во всяком случае на гитары обозначенного ценового диапазона (100-300 у.е.) не рекомендую. Вы при этом очень рискуете угробить гитару! Если на целых полтора тона ниже настроить 12 струнную гитару, то можно и рискнуть в случае крайней необходимости (в чем очень сомневаюсь, - если вам не подходит тональность песни, то проще сменить ее, чем затевать сомнительные игры с ослаблением струн на 2 тона.)…

Настраивать 12 струнную гитару можно на слух, по камертону, с помощью электронного тюнера. Проще и удобней с помощью тюнера, механического или электронного. Способов настройки 12-ти струнной гитары далеко не один. Каждый имеет свои плюсы-минусы.

Лично я использую следующий способ настройки 12-струнной гитары:

Снимаю с гитары старые струны. В первую очередь одним разом ослабляю все «вторые» струны и просто кусачками обрезаю их в области розетки гитары. (Метод, конечно, несколько варварский, но выкручивать 12 колков долго и нудно, а зачем-то хранить старые струны в наше время уже нет никакого смысла, так как стоят струны довольно дешево. Да и вообще струны, - это расходный материал.) Таким образом наша 12 струнная гитара временно превращается в 6-струнку.
Теперь ослабляю 1-ую струну. Затем точно также ее перекусываю. На ее место натягиваю 1-ую струну из нового комплекта. Сразу же настраиваю на ноту Ми (если строй гитары стандартный). Далее очередь не за 2-ой струной, а за 6-ой(!). Аналогично настраиваю на нужную ноту. Следующие манипуляции со 2-ой струной. Потом с 5-ой……3-ей….4-ой… На выходе опять имеем 6-струнную гитару, но уже с новыми струнами. Настраиваю ее как положено. Струны могут немного задевать за лады из-за того, что гриф отрегулирован под бОльшее натяжение. Но это на данном этапе неважно. Когда натянутся остальные 6 дополнительных струн, то гриф примет свое прежнее положение, и дребезг пройдет. Остальные струны («вторые», «дублирующие» или еще как кому нравится их называть) устанавливаются примерно в такой же последовательности. Т.е. сперва 1-ую, и сразу же настраиваю ее на нужную ноту, следом за ней 6-ую и т.д…. Теперь на выходе получили двенадцатиструнную гитару, но скорее всего расстроенную в ходе наших манипуляций. Последний этап, - это окончательная настройка 12-струнной гитары. Сперва настраиваю гитару еще раз как 6-струнку, стараясь при настройке не задевать «вторые» струны. И лишь после этого достраиваю «вторые» струны.

 

Зачем столько «таинства» и лишних манипуляций?, - встает логичный вопрос, когда можно просто все струны разом ослабить, снять их, поставить новые и настроить в произвольной последовательности. Цель тут одна, - не допустить смещения грифа, деформации корпуса и других мест, на которые ложится нагрузка. Можете верить, можете нет, но есть некий наработанный опыт обращения с акустическими гитарами. Были в моей практике случаи, когда во время ускоренной смены струн и, соответственно, неправильной настройки даже у 6-струнной гитары замечались изменения в области грифа. Иногда это может быть тревожный одиночный треск во время смены струн, иногда может образовываться еле заметная щель в месте, где гриф клеится к корпусу. Или пойдет паутинка трещины лака где-нибудь. Обычно на этом все не заканчивается и в обозримом будущем имеет место продолжение процесса, что приводит уже к серьезным разрушениям инструмента. Далее поход в мастерскую. Что не может радовать…

Когда же речь идет о недорогой 12-ти струнной гитаре, то если это «звучащий» инструмент, а не чистая китайская «наколенная» подделка, у которой в целях упрочнения конструкции верхняя дека изготавливается из многослойной фанеры (Да-да!...именно из фанеры. Полноценного звука у таких гитар обычно нет, но зато есть привлекательный внешний вид и запас по прочности), то у них (у «звучащих» гитар) обычного вообще нет никакого запаса по прочности. Т.е. они и так живут «на пределе». Чуть-чуть перешагнуть за черту, и все разрушится очень быстро и ….довольно эффектно. )))…
Нужны ли эти длинные манипуляции по смене струн в случае с качественными инструментами? Скорее Да, чем нет. Во всяком случае я не вижу ни одной серьезной причины не придерживаться рекомендаций по плавному изменению нагрузки при настройке 12 струнной гитары. Для любого!!! инструмента резкие колебания нагрузки нежелательны. Необязательно следовать изложенной выше методике. Можно просто поочередно сменить старые струны на новые, и сделать это в вольной последовательности (т.е. начать, допустим с 3-ей струны (потому что так захотелось!), - на место снятой 3-ей струны ставится новая 3-я, и т.д.). Изменения нагрузки на гриф и деку при этом будут минимальными. Возможно, так даже лучше с позиции физики.
Я все же делаю как описал выше, - т.е. в процессе настройки 12 струнной гитары обязательно прохожу через временную фазу «6-струнки».

Зачем? – мне хочется знать насколько меняется положение верхней деки корпуса гитары и прогиб грифа когда 12-ти струнная гитара превращается временно в 6-струнку. По величине этих деформаций делаю выводы (Можно ли на данную гитару поставить струны чуть толще? Можно ли повысить пониженный строй на полтона, и т.д.). Дело в том, что прочность деки и грифа не являются величиной постоянной. У недорогих инструментов прочность конструкции со временем обычно ухудшается. И в итоге, к сожалению, все сводится к банальному вопросу, - «Сколько еще этой гитаре осталось жить?». Увы, но чаще все именно так и обстоит на деле. Причин тому множество. Помимо недостаточно качественных материалов, из которых изготовлен инструмент, это еще и неправильные условия хранения. Вряд ли вы для недорого инструмента станете приобретать профессиональный футляр, цена которого соизмерима или даже выше стоимости самого инструмента. Еще усомнюсь в том, что каждый раз после игры на инструменте станете его упаковывать в этот непробиваемый футляр. Ну, и совсем не поверю, что направляясь на вечеринку вы потащите с собой этот неподъемный гробешник. А там дождик вроде собирался….влажность… Ну, и….

В любом случае не стоит делать следующее при настройке двенадцатиструнной гитары, - полностью удалять старые струны (при этом дека заметно опускается, гриф чуть выгибается в противоположную сторону), а затем установливать новые и настраивать их по тюнеру от 1-ой к 6-ой, или от 6-ой к 1-ой, да еще и сразу парным вариантом (дека двенадцатиструнки во время настройки опять приподнимается, гриф принимает свое прежнее положение). Кстати, при таком способе настройки двенадцатиструнки гриф  может деформироваться еще и в направлениях «влево» или «вправо» относительно оси симметрии «гриф-корпус». Тоже ничего хорошего.

Наверное, в руках у вас не первый инструмент, и как настраивать 6-струнную гитару вы уже знаете. Не буду приводить умных таблиц с обозначением нот и подробным описанием что, как и на каком ладу зажимается во время настройки двенадцатиструнной гитары.

На всякий случай отмечу лишь основные моменты стандартной настройки 12-струнной гитары: «Вторые» струны первых двух струн (Ми и Си) настраиваются в унисон с «основными». Остальные «вторые» струны (Соль, Ре, Ля, Ми) на октаву выше «основных» струн. Вот и все, в кратце, о настройке 12 струнной гитары

Позже на сайт будет выложена отдельная обзорная статья об электронных тюнерах, и еще раз вернемся к теме настройки 12 струнной гитары.