Что определяет звучание 12-струнной гитары?

Статьи и новости музыкального мира.

Что определяет звучание 12-струнной гитары?

Что влияет на  звучание 12 струнной гитары?

 Влияют, безусловно, все составляющие гитары. Дополнительно еще и тип установленных струн. Только влияние их разное по значимости.  Забегая  вперед сразу отмечу, что тип (класс) струн очень сильно влияет на звук. Не надо это понимать буквально как «если на плохую 12-струнную гитару установить дорогие струны, то она зазвучит как инструмент высшего класса». Нет, чуда не произойдет. Но, безусловно, при этом звук посредственной гитары заметно облагородится за счет хороших струн.

И потому, прежде чем продавать свою гитару и затевать поиски лучшего и, как правило, заметно более дорогого инструмента, есть определенный смысл попробовать заменить струны своей старой гитары на новые и заведомо качественные. Ничего вы при этом  не теряете по деньгам. Струны можно установить, опробовать их звучание, и если ваш старый инструмент так и не заиграл как вам того хотелось бы, то их можно сразу же скрутить и отложить для будущей гитары.  От такой кратковременной пробы звука качественные характеристики струн совершенно не изменятся. Вам в будущем все равно придется для новой гитары покупать приличные струны.  Новые гитары в магазинах продаются, как правило,  с «ознакомительными» струнами. Если же вы приобретаете б\у-ый инструмент, то на нем струны чаще всего уже полуубитые от длительной эксплуатации.  В обоих случаях желательно поменять струны на новые и качественные.

Мне не раз приходилось видеть досаду и разочарование в глазах человека, купившего себе второй инструмент за дорого и уверенного в том, что новый инструмент действительно звучит намного лучше старого, и что деньги потрачены не зря. Ради эксперимента точно такие же струны ставили на старый инструмент, и иногда оказывалось, что звучание обеих гитар примерно одного уровня. Новая гитара была лишь красивее…в-основном за счет того, что она  новее. Стоило ли из-за этого платить за нее столько денег?... Вряд ли. Покупать инструмент за дорого разумно лишь если он классом выше по всем(!) показателям. В первую очередь по звуку, конечно.
Отвлеклись, однако… Вернемся к корпусу гитары.


Если коротко, то основной вклад в звучание  вносит верхняя дека гитары с пружинами. Пружины – это такие тонкие деревянные дощечки, чаще трапециедальной формы, которые не видны снаружи, - они приклеены изнутри. Их основное назначение, – придать тонкой верхней деке жесткость. Без пружин дека гитары (а двенадцатиструнной тем более!) сразу же выгнется дугой под натяжением струн. Пружины звук  не улучшают, как это иногда преподносят некоторые гитарные мастера, а скорее ухудшают его. Но без пружин никак не обойтись,  так как  верхняя дека из толстой заготовки и без пружин будет иметь заведомо ущербный звук. То, что с помощью пружин выравнивается звучание гитары, это действительно так. Но это не говорит о том, что пружины именно улучшают звук.
Некоторая аналогия для тех, кто знаком с радиотехникой и акустикой, это разделительные фильтры в колонках. Их основное назначение, -  правильно распределить звуковой сигнал между динамиками. Но это совсем не означает, что фильтры именно улучшают звук. Они его конкретно поганят! Лучший звук получается вовсе без фильтров. К сожалению, сложно реализовать подобную высококачественную акустику на одном динамике, чтоб обойтись совсем без фильтров. Поэтому приходится прибегать к разделению сигнала с помощью фильтров.
Так и в случае с гитарой. Роль пружин в гитаре похожа, - без них нельзя. С помощью их выравнивается  звучание гитары за счет подбора некоей компромиссной схемы их расположения, когда и звук еще не задушен, и жесткость верхней деки достаточна, чтоб не выгнуться под натяжением струн.
Изготовление гитары вообще сплошной компромисс! )))
Схем расположения пружин множество. Есть классические, выверенные временем, есть экспериментальные, под определенный тип гитар. Вот некоторые из них:

Схема расположения пружин 1

Схема расположения пружин 2

Все остальные составляющие корпуса гитары вносят заметно меньший вклад в формирование звука. Не возьмусь их точно перечислить в порядке убывания значимости. Отмечу лишь, что вопреки уверениям специалистов сам гриф и материал грифа почти не влияют на звук. Верхний порожек  аналогично. Ну, а уж различные инкрустации на грифе, колковый механизм и подавно.  В частности этим акустическая гитара заметно отличается от электрогитары. У последней материал грифа и сам гриф являются очень важными составляющими общей цепи формирования звука.

В случае акустической гитары, будь то 6-струнка или 12-струнная гитара, звучание по большей части определяется корпусом гитары. На первом месте стоит, как уже отметил выше, верхняя дека (сам материал деки, расположение и характер волокон дерева, форма корпуса гитары, схема усиления жесткости верхней деки пружинами и т.д.). Следом идут все остальные составляющие корпуса (боковины, нижняя дека, подставка, нижний порожек).  Но их влияние на звук заметно меньше. Имейте это в виду, если вас будут пытаться сбить с толку, расхваливая редкую породу дерева на боковинах корпуса продаваемой гитары, тонкую вставку из дерева твердых пород на обратной стороне корпуса, резную подставку из «особого материала» на верхней деке.
Ну, не влияет это все так заметно на звук, как уверяют авторы!))) Больше придает гитаре прочность, улучшает внешний вид, а за звук в-основном отвечает все же верхняя дека.

Совсем не обращать ни на что внимание кроме как на само звучание гитары, - это уже другая крайность. Наверное, так тоже неправильно. Качество инструмента определяется не только звуком, но и прочностью, надежностью, устойчивостью к влаге, к времени. Красотой, наконец! Сложные инкрустации на грифе, вставка в нижней деке и т.д., – все это говорит о том, что имеет место не чисто конвейерное производство, а что каждую гитару вручную доводили до ума. А это в свою очередь говорит о серьезном подходе к изготовлению инструмента,  о качестве. Или хотя бы так, - косвенно говорит о качестве.


Конструкция двенадцатиструнной гитары принципиально не отличается от 6-струнной.

Все то же самое. За исключением грифа, который практически всегда имеет внутри анкерный стержень, и обычно более толстой верхней деки с несколько иной схемой организации крепления пружин, так как 12 натянутых струн представляют собой заметно бОльшую нагрузку для деки и грифа.

Самыми распространенными материалами для верхней деки 12-ти струнных гитар по-прежнему остаются те же ель и кедр. Чаще ель.  Ель различных сортов (обычная, немецкая и т.д.).  Гитары с декой из ели обычно имеют более звонкий и яркий звук, который нравится большинству людей. Верхняя дека из кедра придает звуку мягкость.  Что лучше? –  дело вкуса. (Кстати!... в ту или иную сторону звонкость звучания можно нивелировать соответствующим подбором струн. Не забывайте об этом.).
Для боковин и нижней деки подходят клен, палисандр, красное дерево. Клен и красное дерево звучат ярче и звонче палисандра.  Для грифа используют только твердые породы дерева (клен, красное дерево и др.).  Иногда в гриф и в нижнюю деку делают тонкие вставки из черного дерева, которое отличается особой твердостью.

В литературе можно встретить упоминания о симметричности волокон дерева, о расстоянии между волокнами, об их влиянии на звук. Считается, что расстояние между волокнами дерева на верхней деке в 1-2 мм является оптимальным. Если внимательно посмотреть на деку гитары, то можно увидеть, что она склеена из двух половинок. На дорогих гитарах эти половинки обычно строго повторяют друг друга по рисунку и расположены они симметрично относительно линии склейки. С позиции физики такое положение является наилучшим для свободной вибрации деки. На практике же иногда все обстоит с точностью до наоборот.
Одно время я плотно занимался торговлей акустическими гитарами и была возможность сравнивать однотипные инструменты (разумеется при равных условиях: тот же тип струн, та же комната для прослушивания). Далеко не одна гитара с явно не симметричными половинками звучала благороднее той, у которой все было сделано «по науке».  Конечно, можно посчитать эти случаи исключением, но несколько многовато их набралось…исключений этих… Вот и получается, что с гитарным звуком все гораздо сложнее обстоит, чем хотелось бы. Впрочем, оно и неудивительно. Если бы все было так просто, то давным давно гитары, изготовленные разными мастерами или фабриками, но по одним и тем же выкройкам и из заведомо качественных материалов,  звучали бы все приблизительно одинаково. Но это не так, к сожалению. Или, может быть, как раз наоборот, - к радости…

Струнодержатель.  Его влияние на звук 12-струнной гитары.

Различают два основных типа струнодержателей для 12-струнной гитары: классический и пробковый. Первому, как говорится, «уже сто лет». Устроен предельно просто и позаимствован от 6-струнной гитары, - на деку наклеена дощечка (накладка), в которой 12 отверстий. В отверстия продеваются струны и держатся за счет «молоточков» на своих концах. Но 12 струн это не 6, и разница в натяжении довольно ощутима. В итоге накладка часто отрывается от верхней деки, в-особенности если струны 12-струнной гитары установить толстого калибра.
Почти все современные 12-струнные гитары снабжены другим видом струнодержателя,  - пробковым. Идея пробкового струнодержателя проста (впрочем, как и все гениальное): в основе его сквозное отверстие через накладку, верхнуюю деку и дощечку, приклеенную с внутренней стороны деки. В это отверстие продевается хвостовая часть струны и следом за этим плотно вставляется пробка.  Держит струну, а следовательно и сам строй гитары, замечательно. Единственное неудобство заключается в замене старых струн (очень старых!), - пробка успевает за долгое время благородной лени «прикипеть» к накладке. Без специального инструмента ее не вытащить. Кусачками или плоскогубцами только изуродовав пробку и оставив царапины и следы на самой накладке. В таких случаях лучше поставить новый комплект пробок. 


 

 

Как влияют эти два вида струнодержателя на звучание 12-струнной гитары? 

У меня нет  своей статистики по этой теме, так как не приходилось сравнивать сколь-нибудь значительное кол-во двенадцатиструнных гитар одного и того же производителя, но с разными струнодержателями. Могу только предположить, что первый вид струнодержателя все же несколько лучше для звука. Хотя бы потому что в нем нет дополнительной твердой и не мелкой дощечки снизу, нет 12 сквозных дыр большого диаметра в  деке. Согласно физике, - чем однородней верхняя дека, чем меньше приклеено инородних предметов к ее плоскости, чем меньше суммарная площадь контакта с этими дополнительными предметами, - тем лучше условия для ее свободных колебаний.
По утверждениям некоторых авторов пробковые струнодержатели придают звуку гитары больше драйва, больше низких частот за счет своего более жесткого "двухстороннего" контакта с верхней декой.  Вполне может быть....не возьмусь оспаривать... Но при этом наверняка что-то другое теряется в звуке..))))
На мой взгляд массовое производство двенадцатиструнных гитар как дешевых, так и дорогих, с пробочным струнодержателем все же больше из соображений не допустить отрыва накладки от деки из-за повышенной нагрузки. Т.е. это больше вынужденная мера, чем… 
Но!....как отмечалось выше, основной вклад в звук вносит именно верхняя дека. Все остальное влияет на звук в заметно меньшей степени. И доказательством тому отлично звучащие дорогие 12-ти струнные гитары с пробковыми струнодержателями от различных производителей.

продолжение следует.....