Учимся играть Буги-Вуги на синтезаторе, пианино... Урок 3

На прошлом уроке мы узнали, что такое тон и полутон, теперь давай разберемся, что такое тон и полутон между нотами в музыкальной гамме.

Гамма C-major

Вместо названий C, D, E, F, G, A, B, C, давай называть их 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8 ступени гаммы. Это выглядит просто, тем не менее эта идея является базисом, всей музыки и импровизации. Скоро вы заметите как важно понимать, что такое ступени.

Ступени

На верхней картинке видно, что нота C является нотой первой ступени гаммы до-мажор (C major), D - второй, E - третьей, F - четвертой, G - пятой, A - шестой, B - седьмой, и восьмая ступень снова C.

Важно заметить схему, в гамме C-major, потому что в остальных 12 мажорных гаммах эта схема повторяется: 1-2(тон), 2-3(тон), 3-4(полутон), 4-5(тон), 5-6(тон), 6-7(тон), 7-8(полутон). Или легче запомнить с помощью скороговорки: тон-тон, полутон, три тона, полутон. По существу всего 12 мажорных гамм, хотя теоретически их 13, но лучше пока не забивай этим голову.

Гамма D-major: D-E-F#-G-A-B-C#-D

Гамма E-major: E-F#-G#-A-B-C#-D#-E

Попробуй самостоятельно вычислить гаммы: F-major и B-major.

А теперь посмотри, как выглядят ноты гаммы C-major в нотной записи в скрипичном ключе, совместно с фортепьянной клавиатурой:

Ноты

5 горизонтальных параллельных  линий, соединенных в начале вертикальной чертой называются нотоносцем. Счет линий на нотоносце ведется снизу вверх. На верхних линиях нотоносца пишутся более высокие звуки, на нижних более низкие. Ноты пишутся на линиях, а так же между ними. Для записи нот, которые не помещаются на нотоносце применяются короткие добавочные линии, которые пишутся над или под нотоносцем.

Счет добавочных линий над нотоносцем ведется снизу вверх, под нотоносцем сверху вниз.

Интервалы

Сочетание двух нот между собой, сыгранных одновременно или последовательно назвается интервалом, которые измеряются количеством заключенных в них тонов и полутонов. Лучше всего запомнить название интервалов, пользуясь следующей таблицей:

Название интервала Количество тонов
Название интервала Количество тонов
Прима чистая 0 Квинта уменьшенная
3
Секунда малая 1/2 Квинта чистая
3, 1/2
Секунда большая
1
Секста малая
4
Секунда увеличенная 1, 1/2
Секста большая 4, 1/2
Терция малая
1, 1/2 Септима уменьшенная
4, 1/2
Терция большая
2 Септима малая
5
Кварта чистая
2, 1/2
Септима большая
5, 1/2
Кварта увеличенная
3
Октава чистая
6

Посадка за инструментом

В предыдущих уроках мы узнали как нумеруются пальцы, теперь я расскажу тебе, как правильно сидеть за инструментом.

Посадка за инструментом

Стул следует расположить посередине инструмента, то есть напротив C первой октавы. Если стул со спинкой, то облакачиваться на нее ни в коем случае не следует. Локоть, предплечье и кисть, должны находиться на уровне клавиатуры, может быть немного выше. Это достигается высотой посадки, есть специальные стулья для пианистов, с регулировкой высоты седалища.

Во время игры локти не следует прижимать к корпусу, плечи не должны подниматься. Спину необходимо держать прямо, но в тоже время непринужденно. Ноги должны стоять на полу около педалей.

руки

Чтобы понять как должна вести себя кисть, опусти обе руки ладонями на колени, расслабь пальцы и медленно досчитайте до 10. Не забудь, что спину надо держать прямо. Теперь подними руки и опусти на клавиатуру таким образом, чтобы 1 палец правой руки находился на ноте C первой октавы, а 5 палец левой руки на ноте C, малой октавы. Остальные пальцы правой и левой руки должны расположиться поочереди на соседних белых клавишах - для правой руки: 1-C, 2-D, 3-E, 4-F, 5-G; для левой: 5-C, 4-D, 3-E, 2-F, 1-G, как в первом упражнении.

Только теперь заметь, форма пальцев должна быть несколько закругленная (все время помни о коленке), пальцы должны касаться клавиш своими подушечками (если у тебя длинные ногти, самое время задуматься), старайся, чтобы пальцы находились ближе к черным клавишам, подальше от края клавиатуры.

Упражнения

Упражнение 4

Сейчас я научу тебя, как играть полную гамму C-major. Все время помни о правильной постановке рук, если в предыдущих упражнениях я не заострял на этом внимания, то только потому, что они были слишком просты и не требующие правильной посадки и сноровки, тем не менее для того, чтобы играть серьезные произведения необходимо владеть техникой, а правильная посадка это часть этой техники.

В полной гамме C-major 8 ступеней, 8 нот, как и в любой другой гамме, но пальцев на руке всего 5, тем не менее все пианисты мира справляются с этой проблемой и я научу справляться и тебя.

Вот схема гаммы для правой руки:  1-C, 2-D, 3-E, 1-F, 2-G, 3-A, 4-B, 5-C. Цифры это номера пальцев. Сначала, как и в первом упражнении, играй гамму 3-мя пальцами, после того как 3 палец ударил по ноте E ,быстрым движением перенеси 1 палец на ноту F, и закончи гамму как в первом упражнении. слушать

Следи за тем, чтобы каждая предыдущая нота переходила в другую, чтобы не было пауз, и чтобы они не накладывались друг на друга. Старайся играть ровно под метроном или считая вслух. Особенно обрати внимание на переход с 3-го пальца на первый.

Теперь сыграй эту гамму наоборот: 5-C, 4-B, 3-A, 2-G, 1-F, 3-E, 2-D, 1-C, пальцы тоже перемещаются в обратном порядке, при этом игра гаммы в обратном направлении должна выглядеть как будто ты снял это все на камеру, и проигрываешь кадры в обратном направлении. Особенно обрати внимание на переход с 1-го пальца на 3-й. И не забывай следить за посадкой. слушать

Вот схема гаммы для левой руки: 5-C, 4-D, 3-E, 2-F, 1-G, 3-A, 2-B, 1-C, если не обращать внимание на черные клавиши, то это похоже на зеркальное отражение игры правой рукой. слушать

Играй левой рукой гамму снизу вверх, пока не получится играть ровно, а потом свеху вниз: 1-C, 2-B, 3-A, 1-G, 2-F, 3-E, 4-D, 5-C, тоже добейся ровного звучания. слушать

А теперь играй обеими руками одновременно, разные вариации: слушать, слушать, добейся, чтобы было ровно как в примере, или почти так же ровно.

Упражнение 5

Вернемся опять к буги-вуги. Ты уже умеешь играть кое что левой рукой, но все что мы играли было однообразно, сегодня добавим немножко развития. Это очень просто. Ты будешь играть левой рукой в трех различных позициях пианино: 5 палец на C, потом 5 палец на F, и на G. За основу возьмем шаблон, который ты играл на первом уроке с C нижней нотой: C-G, C-A.

То же самое для F: F-C, F-D, и для G: G-D, G-E.

Все упражнение будет таким:

шаблон C 8 раз

шаблон F 4 раза

шаблон С 4 раза

шаблон G 2 раза

шаблон F 2 раза

шаблон С 4 раза

Это должно звучать так: слушать

Этот шаблон называется 12-ти тактовый блюз, это уже то, что можно играть вместе с правой рукой, на на следующем уроке, ты будешь учиться играть правой рукой. Практикуйся пока не получится менять позицию левой рукой не меняя ритма.