Коротко о струнных музыкальных инструментах

Согласно справочников, струнные музыкальные инструменты (хордофоны), по способу звукоизвлечения делятся на смычковые (например, скрипка, виолончель, гиджак, кеманча); щипковые (арфа, гусли, гитара, балалайка); ударные (различного рода цимбалы); ударно-клавишные (фортепьяно); щипково-клавишные (клавесины).

Ниже приводим наиболее известные разновидности смычковых музыкальных инструментов.

Скрипка, 4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по звучанию в скрипичном семействе, включающем также альт и виолончель. Возникла на основе усовершенствования народных инструментов. В классическом виде оформилась в творчестве северо-итальянских скрипичных мастеров 16-18 веков, к которым в частности относились: А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари и другие.mi

В связи с этим несколько слов о вышеперечисленных мастерах:

Амати (Amati)-семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Родоначальник-Андреа (родился около 1520 года, умер около 1580 года). Является создателем классического типа скрипки. Его сыновья Андреа Антонио (около 1540г.-после 1600г.) и Джироламо (1561г.-1630г.). Наиболее известен сын Джироламо-Николо Амати (1596г.-1684г.), инструменты которого ценятся особенно высоко. Ученики Николо Амати: его сын Джироламо 2-й (1649г.-1740г.), Гварнери, Страдивари.

Гварнери (Guarneri)-семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Ее глава, Андреа (1626г.-1698г.), ученик Н. Амати, разработал собственную модель скрипки. Его сыновья: Пьетро (1655г.-1720г.) и Джузеппе (1666г.-1739г.). Внуки по линии сына Джузеппе: Пьетро 2-й (1695г.-1762г.) и Джузеппе (Иосиф), прозванный Гварнери дель Джезу (1698г.-1744г.). Надо отметить, что наиболее ценными считаются скрипки и альты Джузеппе (Гварнери дель Джезу), на которых играли Н. Паганини, Ф. Крейслер и другие.

Подробнее...

Гитары Fender

Гитары фирмы Fender.

Гитары FenderГитары Fender

Мало кто из производителей оказал такое влияние на современную музыку, как Fender.Электрогита­ры, бас-гитары, инструментальные усилители этой компании не только помогли развитию нескольких музыкальных стилей, но и совершили революци­онные изменения в своих областях, а их конструк­тивные особенности послужили основой для мно­гих последующих моделей. В год, когда компании Fender ис­полняется 60 лет, имеет смысл рассказать о модели, с кото­рой все начиналось - знаменитой гитаре Fender Telecaster.

Подробнее...

Конструкция Гитары Фламенко и ее отличия от классической гитары

Конструкция Гитары Фламенко и ее отличия от классической гитары

1. Задняя дека и боковые стенки корпуса гитары (то есть большая часть резонирующего корпуса) чаще делается из кипариса, а не палисандра. Цель - достичь более яркого звука, который не будет заглушаться голосом кантаора. Более легкое дерево также позволяет лучше балансировать инструмент, что облегчает игру при традиционной посадке гитариста фламенко.

2. Порожки делаются ниже, так чтобы вибрация струны как можно лучше передавалась резонирующей поверхности гитары. От этого звук становится острее и ярче. Более низкое расположение струн не только облегчает игру левой руки, но и позволяет извлекать иногда желаемый перкуссионный звук от дребезжания струн об лады.

3. Корпус гитары фламенко немного меньше и тоньше по сравнению с классической, что делает игру на ней удобнее.122

4. Использование каподастра позволяет гитаристу подстроиться под высоту голоса кантаора не изменяя пальцовку левой руки и методы игры, а также создает ощущение того, что гитара настроена в особой характерной "тональности фламенко". Из-за увеличения частоты вибрации струны играть быстрее становится немного удобнее.

5. На верхнюю деку крепится гольпеадор - очень тонкий прозрачный пластик, защищающий корпус гитары от игры гольпе (ритмические акценты, выстукиваемые пальцами правой руки по деке). Кроме того, во время игры мелодии большим пальцем левой руки безымянный палец обычно опирается на эту пластину - это придает кисти более устойчивое положение и позволяет лучше контролировать мелодию.

6. Традиционная посадка гитариста, хоть и не относится к особенностям конструкции гитары фламенко, но так прочно ассоциируется с игрой на ней, что может быть названа наряду с другими характеристиками.

Два преимущества такой посадки:

1. Облегчается доступ левой руки к верхним ладам грифа, так как при такой посадке кисть находятся ближе к корпусу гитариста.

2. Гитарист может сидеть, не наклоняясь вперед, к грифу гитары, что менее утомительно, а главное, левая рука находится в положении, позволяющем добиться максимальной силы звукоизвлечения. Не только кисть ближе к корпусу гитариста, но вся рука меньше вытянута влево.

Изменения, привнесенные в конструкцию гитары фламенко с одной стороны лучше приспосабливают ее к тембру голоса кантаора, а с другой стороны использование гольпе ставит гитару в один ряд с другими ритмическими и перкуссионными инструментами во фламенко. Кроме того, особенности посадки, меньшие размеры корпуса и более низкое положение струн помогают увеличить динамику и виртуозность игры.

Надо отметить, что в последнее время для игры фламенко часто используется так называемая "guitara negra" (дословно "черная гитара"), совмещающая особенности конструкции классической гитары и гитары фламенко. При уменьшенных размерах гитары фламенко и низкой постановке струн используются темные породы дерева, характерные для классических гитар. Название "negra" отражает более темный цвет дерева, в то время как "blanca" ("белая") относится к гитарам из светлых пород кипариса. В результате совмещения особенностей конструкции при сохранении удобства игры достигается более "темный" и мелодичный звук.

25 заповедей гитариста

Многие полагают, что если они талантливы - это гарантирует им успех в шоу-бизнесе. Чушь собачья. Это в совершенном мире лучшие музыканты (в смысле лучшие гитаристы) всегда вознаграждаются за свои способности, а реальный шоу-бизнес далек от совершенства. И даже если ты так же крут, как, скажем, Эдди Ван Хален, и можешь одной рукой изменить ход гитарной истории, горькая правда в том, что все эти убийственные риффы и скоростные пассажи могут впечатлить разве что других гитаристов, но не тех, кто тебе платит или покупает твои записи.

Талант - это, конечно, важно для артиста, но будь ты трижды заслуженным мастером пальцевой техники или теппинга двумя руками, чтобы выжить в этом бизнесе и выделиться из тысячи других гитаристов, которые наступают тебе на пятки, ты должен похвастаться наличием каких-то других существенных качеств. Их диапазон от простых человеческих черт до практического, здравого подхода к делу поможет тебе выделиться из толпы, а поверь мне - нет ничего более страшного, чем толпа диких голодных гитаристов. Для наставления на путь истинный я разжевал для тебя эти качества - многое из того, что "можно" и "нельзя" в гитарном сообществе - в виде 25 практичных, прозрачных заповедей. Выучи и запомни их, владей ими и впитай их. Ты станешь лучше как человек, как гитарист, и может быть, осилишь путь от гаража до арены стадиона.

1. НИКТО НЕ ЛЮБИТ ЗАСРАНЦЕВ.250

Реальность такова: большинству музыкантов глубоко насрать, что ты - второе пришествие Джими, Эдди или Бака Дхармы. Они хотят всего-навсего парня с хорошими манерами, который правильно играл бы свои партии. А так как большая часть времени проводится за сценой, личные отношения с другими музыкантами становятся такими же важными, как и умение играть. Так что если ты - высокомерный, упрямый член, который не может ладить с людьми, неважно насколько ты хорош - тебя уволят. Помни: незаменимых нет. Спроси у Дэвида Ли Рота.

Подробнее...

Выбор бас-гитары

Jeff Berlin

Молодой бас-гитарист приходит в музыкальный магазин, сжимая в руке кровью и потом заработанные денежки. Он собрался купить бас-гитару, и все мысли его только о том, какой кайф он получит от игры на новом инструменте. Вот он идет вдоль прилавка, пытаясь решить, какой инструмент ему больше подходит, а болезнь уже подступает. Его взор становится безжизненным, его ноги делаются ватными, а его ладони начинают потеть. Он только что стал еще одной неподозревающей жертвой "хочуэтоза". Почему? Потому, что выбрал ту же самую модель, что и у его любимого исполнителя. Она идентична во всем: тот же самый цвет ядерного взрыва, та же самая форма в виде черепа стегозавра... даже то же углубление рядом со звукоснимателем, где его кумир оставляет свою верхнюю вставную челюсть, чтобы та не мешала ему пускать слюни во время исполнения баллады. Мальчик ликует. Он хватает бас, оставляя струну "ми" болтаться ненатянутой по грифу, и с криком: "То, что надо!", - бежит к прилавку, выкидывает деньги и мчится прочь.jeff

Двумя месяцами позже болезнь отступает. Он обнаруживает, что опоры Крымского моста дергаются легче, чем струны на его басу, что пары от лако-красочного покрытия вызывают у него головную боль, и что он дважды вывихивал большой палец в этом проклятом углублении. Кроме того, его любимый бог больше не играет, потому что посвятил свою жизнь спасению крабов на Мадагаскаре. Какой сценарий!

Ладно, это было небольшое преувеличение. Но существует еще множество музыкантов, которые не знают, что отличает хороший инструмент от плохого. Может быть Вы один из них, тогда позвольте мне помочь Вам. Суть такова: единственный хороший бас - это тот, который позволяет Вам играть то, что Вы слышите.

Любой опытный музыкант знает это. Сверхъестественные формы корпуса, яркие рок-н-рольные цвета и роскошные переводные картинки не имеют никакого отношения к качеству и играбильности нового баса. Если Вы выбираете бас, который, во-первых, хорошо звучит и неплохо смотрится - во-вторых, то Вы - умный покупатель, который видит дальше упаковки. Качество - это все. Никогда не забывайте, что пока Вы не заботитесь о качестве - я серьезно - Вы занимаетесь показухой. Таких Вы знаете.

Здесь должен был быть конец статьи. Как бы больше нечего добавить по этому поводу, за исключением того, что каждая компания, производящая гитары, хочет, чтобы Вы думали, что ее инструменты превосходят сделанные другими компаниями. В этом нет ничего необычного, и на сегодняшний день доступно много отличных инструментов. Вы, покупатель, находитесь в завидном положении; Вы можете привередничать и выбирать из дюжины различных стилей и особенностей: 4 струны, 5 струн, 6 струн, гриф - две октавы, графитовый гриф, копии старых моделей, пассивная или активная электроника, экзотические породы деревьев, различные звукосниматели, высокие технологии и т.д. Только сначала Вы должны решить, что Вам нужно. А как узнать?

Добро пожаловать на симпозиум по покупке баса. Где этот симпозиум проходит? В идеале, это должно происходить в музыкальном магазине, куда Вы отправляетесь покупать свой инструмент. Я хочу поведать Вам некоторые уловки, к которым Вы можете прибегнуть, как покупатель, и к которым прибегают магазины, в качестве продавцов. На самом деле все не так уж сложно, и я надеюсь, что Вы выйдете отсюда широко осведомленным покупателем.

Подробнее...

История возникновения нот

История возникновения нот берет свое начало еще от античной древности. В эпоху раннего средневековья была распространена буквенная запись звуков. Она позволяла обозначить лишь высоту звуков, но их длительность при этом не фиксировалась вовсе. Со временем этот способ записи нот оказался мало пригодным для записи начавшей развиватся в то время многоголосной музыки.

В период с VIII по XI век, начала использоватся так называемая невменная запись( Невмы - от греч. neuma - графические значки, помещавшиеся над словесным текстом), но она была весьма не совершенной, так как не фиксировала точных звуковых соотношений, а лишь указывала (правда, достаточно наглядно) направление развития мелодии.

Вот некоторые образцы невменных знаков:


Подробнее...

Десятка лучших гитаристов планеты

(имена приведены в произвольной последовательности).


1.

Джимми Хендрикс – был не слишком удачлив в начале своей карьеры в Нэшвилле. Работал гитаристом второго плана у Литтл Ричарда. В результате разногласий по вопросам контракта, Хендрикс покинул коллектив и начал свой собственный путь. Довольно быстро он осознал необходимость свежих идей в гитарной музыке, а также важность создания на сцене запоминающихся шоу, поражающих воображение поклонников. Последние, в свою очередь, признали Хендрикса лучшим гитаристов на все времена. Его новаторские идеи, уникальная техника игры, популяризация эффектов «дисторшн» и «wah-wah» навсегда изменили звук рок-н-ролла. Оригинальное музыкальное мышление вместе со способностью играть на гитаре в любой позе, любой частью тела навсегда внесли имя Хендрикса в список величайших гитаристов.

Подробнее...

Мифы о гитаре

Миф 1 - "У меня нет слуха :("

Очень часто я слушал эту фразу от разных людей, которая на самом деле является заблуждением. Сначала разберёмся с термином "музыкальный слух". К обычному слуху он не имеет никакого отношения. Музыкальный слух - это способность человеческого мозга узнавать ноты и определять их высоту на слух. Музыкальный слух есть у всех людей, только развит он бывает по-всякому - у кого-то хуже, у кого-то лучше. Он имеет свойство развиваться, то есть улучшаться. Лучше всего, если он начинает развиваться с самого детства.

Человек с развитым музыкальным слухом может узнавать, отличать ноты по высоте (в сольфеджио есть такое упражнение - играется мелодия, а ученик должен на слух записать ноты). Если слух плохой - то и узнавание нот и отличие их по высоте даётся труднее. Есть такое понятие как "абсолютный музыкальный слух" - это природный дар, обладая которым человек может без напряга узнать любую ноту, а также "снять" композицию на слух, переписав её в ноты. Человек, обладающий абсолютным слухом, может с ходу сказать, каким по высоте является тот или иной звук, будь это хоть просто удар металлическим предметом по пустой бутылке.мифы о гитаре, лучший музыкальный портал, слух, песни под гитару

Как проверить свой музыкальный слух. Вот простой пример. Играются несколько звуков, например 5, и вам говорится, какая нота у какого звука. Сыграли раза 2, сказали вам все ноты. Затем вам играют любую их этих нот и спрашивают, какая это была нота. Если слух хороший, то это не составит труда. Если абсолютный - ошибка просто исключена. Чем лучше слух, тем больше нот и качественнее может узнать человек. Например с плохим слухом можно и 1 ноты из 3х не угадать, с абсолютным же можно угадать и 20 из 20.

Ещё один аспект музыкального слуха - способность различать расстояние между нотами (различать их высоту). Между нотами существует расстояния - 1 тон или половина тона. Приведу пример: между нотами ДО и РЕ расстояние 1 тон. Так вот, чем лучше музыкальный слух, тем лучше человек чувствует это расстояние.

Итак, музыкальный слух есть у всех людей.

Миф 2 - "У меня плохой слух, поэтому я не могу играть на гитаре"

Подробнее...

Струны для гитары

Струны для гитары

При выборе струн, как и при выборе музыкального инструмента, на мнение знакомых особенно полагаться не следует. Тем более это относится к сегодняшним горе-продавцам в музыкальных магазинах, часто навязывающих неопытному покупателю самые дорогой товар, имея с этого максимальные премиальные.

Не погрешу против истины, если скажу, что за свою жизнь любой гитарист со стажем перепробует ни один десяток разных видов струн и поменяет свое мнение не один раз. Поэтому данная статья призвана не давать рекомендации по выбору конкретных марок струн, а познакомить читателей с их современными видами и принципиальными конструктивными отличиями. В отношении однотипных струн разных производителей можно смело утверждать, что выбор в пользу той или иной модели может быть сделан музыкантом лишь на основании собственного опыта.струны, качество струн, выбор струн для гитары

Вначале немного о том, что собой представляет струна. В принципе, струной можно считать любую нить или проволоку с намоткой или без, если при игре она не рвется и не слишком вытягивается. Когда-то, когда еще не было ни гитар, ни скрипок, наши далекие предки играли на не имевших обмотки жильных (сделанных из сухожилий животных), кишечных (сделанных из кишок животных), шелковых, бронзовых, медных и струнах, изготовленных из растительного сырья. Из всех перечисленных дожили до наших дней только кишечные, но и их в силу ряда причин лишь изредка можно встретить на арфах да еще старинных инструментах в ансамблях средневековой музыки.

Обмотка на струнах появилась лишь в конце XVIII - начале XIX в.в. Она позволила улучшить тембр басовых струн, одновременно снижая их натяжение, что облегчило исполнение, обогатило технические возможности и тембр большинства музыкальных инструментов того времени. Тогда же, с изобретением рояля, появляются первые струны на стальной основе, позднее нашедшие применение и для других инструментов.

XX век чрезвычайно расширил гамму видов струн, прибавив к уже существующим много новых: синтетические, на стальном тросике, с многослойной и профильной обмоткой (плоской или полукруглой), биметаллические (соединяющие в себе два и более материала), комбинированные и др. Попробуем разобраться, чем определяется необходимость такого разнообразия.

Виды струн

Подробнее...

Влияние медиатора на качество звукоизвлечения.

Влияние медиатора на качество звукоизвлечения.

Актуальность и важность в современном исполнительстве вопросов, связанных с медиатором

Немаловажным в вопросе о качестве звукоизвлечения оказалось значение самого медиатора, который по сути своей является посредником между пальцами нашей руки и струнами. Одной из причин появление открытого, скрипучего звука, имеющего лишние призвуки, является некачественный медиатор (неправильная толщина ребра, сточившаяся фаска и.т.д).

Поступая в высшие учебные заведения, музыканты – исполнители порой понятия не имеют о том, что такое уход за медиатором и как правильно нужно его затачивать. Что происходит с ним, когда говорят «медиатор сточился», он стал острым, или затупился?

На вопрос, каким должен быть медиатор, от увиденных вариантов можно прийти в растерянность. Они бывают различной формы, конфигурации, толщины (от 0.6 од 2 мм.), материала (от стеклоподобных полимеров, напоминающих оргстекло до всеми известного капрона, широко используемого в легкой промышленности). Как сделать медиатор самим, многие даже не знают, а купить медиатор не всегда удается, вот и приходится скрипеть, шуршать и удивляться - где же прекрасный звук?

Оказавшиеся важными и актуальными в современном исполнительстве вопросы, связанные с медиатором, могут занимать равное место в проблеме качества звукоизвлечения наряду с исполнительской техники.

Понятие медиатор и плектр

Подробнее...

Подкатегории